Театр Григория Демидовцева Главная  -  Театральный Петербург  -  
Рецензия на спектакль "Кофейная чашка"

«КОФЕЙНАЯ ЧАШКА – 2»
Спектакли нужно смотреть не один раз, тогда можно понять, почувствовать, чем отличается экранизация от постановки. Просматривая несколько раз полюбившийся фильм, мы, чаще всего, «вспоминаем» первые эмоции и снова окунаемся в них. В спектакле – все иначе, и, в одних и тех же декорациях, произнося один и тот же текст, можно каждый раз «открывать» неожиданные вещи, связанные с новым актерским «дыханием».  
Спектакль «Кофейная чашка», созданный по мотивам романа Григория Демидовцева «Дуновение будущего», на втором просмотре оказался для меня совсем другим, нежели в первый раз. Не лучше, не хуже – другим. В театральной реальности вообще сложно сказать что-то про «лучше-хуже». Здесь нет строгих математических законов, формул и однозначных решений.  Но есть одна определяющая: получилось – не получилось. Это чувствует каждый зритель, хотя не каждый может объяснить словами, потому что чувства и слова – вещи разные. Именно в этом - весь Чехов, весь режиссерский театр XX века.
В одном из прочитанных интервью мне очень понравилось высказывание режиссера спектакля Владимира Маркова: «К сожалению, очень часто в современной драматургии человек - это грязь. Девиз дня сегодняшнего – «Потребляй!». У нас главное теперь - тело, не душа. Пьеса «Кофейная чашка» - это форма поговорить об этом».  
И действительно, ценность человека сегодня утеряна. Есть мнимая свобода, легко перерастающая в распущенность. Нет желания «не позволять душе лениться»… Мы стали жестче, нетерпимей, мы научились говорить о деньгах и научили этому своих детей. А о самом главном как-то забыли… Сегодня театр, безусловно, выполняет функцию не только развлекательную, но и духовную. Жаль только, что не все спектакли становятся исповедью…
    В центре событий «Кофейной чашки» – обычная жизнь сегодняшнего бизнесмена Артура Николаевича Демидова (Владислав Лобанов), руководителя одного небольшого предприятия. Интрига сводится к вечному любовному треугольнику, только страдающим лицом в данном случае выведен мужчина. Молодая женщина полюбила своего начальника и, воспользовавшись случаем, заставила его уйти из семьи. Параллельно происходит ряд политических событий, которые в нашем варианте и есть Его Величество случай.
На премьере спектакля героиня Яна (Ксения Матковская), хитроумно заманившая начальника Артура в ловушку, показалась мне скорее безликой, чем смелой женщиной-Вамп. В тексте пьесы угадывалось, что Яна испытывает подлинное чувство любви, но на сцену это не транслировалось. Хороший эпизод в офисе был единственной удачей актрисы. В последнем спектакле произошло качественное наполнение в роли, и Ксения смогла показать различные грани своей героини так, что зритель поверил ее чувству.
Удачным в этом случае мне видится подбор актера и на роль охранника (он же – водитель,  работник аэропорта и тюремщик). Шевелев Валерий чутко уловил мельчайшие жесты людей этой профессии, сумел передать мимику лица, которая, как и разум, строго подчиняется приказам. Случайная улыбка преображает героя, сделав его обаятельным и человечным, но начальственный окрик моментально стирает с лица человеческое подобие, и перед нами снова – вышколенный робот. Нарочитость жестов, мимики и пластики позволили актеру создать зазор между собой и персонажем, вложить иронический подтекст и комический эффект в незамысловатую роль охранника. Однако вместе (Яна и Охранник) эта пара выглядела и смешно, и, одновременно, страшно – потому что тандем показался уж очень узнаваемым в сегодняшних реалиях. Разве есть такой человек, кто бы сегодня не встречался с наглыми высокооплачиваемыми охранниками, почувствовавшими свою вседозволенность? Тем не менее, актер В.Шевелев показал своего героя не столь однозначным. В отдельных секундных взглядах, случайных поворотах головы и все еще живых глазах читалось неизбывное чувство влюбленности и преданности этой женщине, которая непонятным образом полюбила рохлю-интеллигента Артура, не умеющего постоять не только за любимую женщину, но и за себя!
Исполнение роли Артура актером Владиславом Лобановым тоже претерпело изменения: нынешний Артур был менее импульсивен и суетен, в его роли наметилось какое-то фатальное спокойствие перед всеми катаклизмами. Его персонаж казался ближе, роднее, чем «при первом прочтении», так как актер больше внимания уделил  мелким бытовым подробностям, «вживанию в образ». Даже нелепый костюм заключенного казался частью этого потерянного и отчаявшегося человека. Тем не менее, в чем-то нынешний Артур проиграл в сравнении с первоначальным образом: эта фатальная предопределенность, внутренняя успокоенность и поклонение судьбе лишили его любопытства и интереса к окружающему миру, придали его образу некую статичность и завершенность. Мера – королева смысла, и я думаю, что актер, в отличие от своего персонажа, будет искать и  пробовать каждый раз новое.
Тем не менее, последний спектакль показался мне менее - политичным и более – личным, обращенным к каждому сидящему в зале, к его индивидуальному миру, особому образу мыслей и ассоциаций. Стало понятно, что у актеров складывается единый ансамбль, возникает одно дыхание на всех, и спектакль начинает жить.

С.Ермилова


Комментарии0  
Спектакль "Сон бизнесмена"

ЗАГЛЯНУТЬ В СЕБЯ…

«Сон бизнесмена» – так называется новый спектакль Театра Григория Демидовцева, который петербуржцы могли увидеть в октябре в театре-баре «Синий бархат» Мюзик-Холла. Как и спектакль прошлого сезона «Кофейная чашка», он создан по произведениям петербургского писателя Григория Демидовцева.

В новом спектакле имеется преемственность с «Кофейной чашкой» – в нем мы также видим бизнесмена Артура (Владислав Лобанов), его помощницу Яну (Ольга Куликова), секретаршу Софию (Ксения Казачок) и капитана Семенова (Сергей Наумов). Однако новая версия порадовала случившимися изменениями. В спектакль введены новые эпизоды из произведений Григория Демидовцева «Эрехтея» (глава из романа «Русь, которую мы не узнали»), пьес «Русская тайна» и «Чашка Феи». Появились новые актеры (заслуженные артисты России Елена Рахленко, Дмитрий Евстафьев и Виктор Шубин из театра Сатиры на Васильевском, студенты Института культуры и искусств); органично подобрана музыка – от восточных танцев до джазовых композиций.
Вместе с названием спектакль обогатился новым смыслом: если в версии «Кофейной чашки» зритель мог наблюдать сон и явь, реальность и воображаемый мир, то в версии «Сна бизнесмена» появились новые пласты времени: современный мир легко уживается с легендами и мифами прошлых столетий.
Главный герой – Артур Николаевич Демидов (Владислав Лобанов) – бизнесмен, для которого работа сначала стала смыслом жизни, заменив семью, природу, душу, а потом подчинила себе, превратив его существование в набор необходимых деловых качеств. При этом Артур Николаевич обладает редким шармом интеллигентного мужчины, о котором мечтает заботиться каждая женщина. И заботятся – секретарша Сонечка (Ксения Казачок), заместитель Яна (Ольга Куликова), но «человек, которого зовут Артуром» этого не замечает… Впрочем, не замечает он и переживания собственной супруги, которая давно забыла, что такое заботливый и любящий муж.
Итак, в центре событий спектакля «Сон бизнесмена» – обычная жизнь благополучного бизнесмена, руководителя одного небольшого предприятия. Его жизнь однообразна и скучна, наполнена бумагами и цифрами. Его рабочий быт скрашивают две миловидные женщины – коллеги по работе, одна из которых является заместителем Демидова. Подчиняясь подсознательному порыву, он невинно флиртует с каждой из них. Но женщины – существа опасные и, вместе с тем, очень доверчивые…
    Уставший мужчина засыпает на рабочем диване, и тогда начинают происходить самые невероятные события: появление его хранительницы Феи (Елена Рахленко); путешествие в далекое прошлое – в Минойскую цивилизацию; встреча с заступницей Эрехтеей; возвращение в свое настоящее, где Яна, его заместитель, становится его новой женой; военный переворот и еще множество неожиданностей…. Бессознательное сонное путешествие во времени помогает Артуру «проснуться» и в реальности… Принцип построения сюжета «явь и сон, сон и явь» - несколько сказочный, но основная тема, заложенная в спектакле, прочитывается ясно: изменив себя, мы можем изменить всё.
    В новой версии Яну Кимовну сыграла актриса театра на Васильевском – Ольга Куликова. Яна прошлого сезона в исполнении Ксении Матковской была более резкой, отчаянной, трагически несущей свой крест нелюбви. Яна Ольги Куликовой  - мягкая, но уверенная и в себе, и в конечном результате своей задумки – ее любимый мужчина обязательно должен быть рядом с ней! Лишь однажды ее голос дрогнет, острым отчаянием сбив налаженную систему отношений, но это будет лишь минутная слабость сильной и красивой молодой женщины.
    Вместе с прежним названием исчез и Кофейный мальчик (сначала его играл ребенок в сказочном одеянии, затем – подросток-тинейджер). Его заменила Фея (Елена Рахленко), которая ненавязчиво комментирует ход событий, философски обобщая поступки героев. Актриса сыграла свою героиню с той долей нежности, иронии и любви, которая приближает «нереальный» образ к живому персонажу, оставляя лишь маленький налет «сказочности». Она была мила и женственна, очаровательна и сдержанна. Именно такую Фею хотят увидеть «дети» среднего возраста, чтобы доверить ей все свои проблемы на работе, в семье и в душе.
    Репетиции новой версии спектакля помогли актерам «открыть» новое пространство: им оказалась наклоненная ступенчатая площадка посреди сцены, которая почему-то не использовалась ранее. Концертная подсветка этой площадки сразу облекла ряд эпизодов спектакля в новую концертную форму: прекрасно был исполнены «дуэльный номер» журналистки (Виктория Раевская) и местного Авторитета «Мокрого» (Дмитрий Евстафьев), а также почти клоунская «реприза» Белого и Рыжего, бывших друзей (Авторитета «Мокрого» и Кашанина - Виктора Шубина).  
    Заслуженная артистка России Татьяна Бедова, исполняющая в предыдущей версии Женщину с ребенком, выступила на этот раз в роли античной провидицы, отсылающей зрителя к старинной легенде о богине Эрехтее. Актриса уникального дарования, она попыталась вплести тонкими нитями мастерства этот вставной номер в спектакль. Трагическая история Эрехтеи в исполнении актрисы прозвучала пронзительно и искренне, но в контекст спектакля она вписывается с трудом: единственной нитью, связывающую ее со спектаклем, служит ванна, в которой купалась Эрехтея и о которой мечтает бизнесмен Артур Николаевич (в предыдущих версиях его мечта о ванне с розовой подсветкой не закреплялась в спектакле). Бесконечно жаль великолепных эпизодов в исполнении Татьяны Бедовой в предыдущей версии: ее сцены проводов мужа и осенняя встреча с Артуром были настоящими жемчужинами спектакля.
Историю, сыгранную актерами с большой долей мастерства, можно назвать современной сказкой для взрослых, которые так и не научились быть собой, закрывшись от мира и истинных чувств пеленой нескончаемой работы, быта, набором механических действий.


Комментарии0  
Менелай и Елена

Месть Фетиды
    В октябре на малой сцене театра Балтийский дом в рамках фестиваля «Дуновение будущего» с успехом прошла премьера спектакля «Месть Фетиды».
Минойская основа троянского мифа
«Месть Фетиды» – пьеса минойского цикла петербургского драматурга, члена Союза писателей России Григория Демидовцева. Действие пьесы происходит во времена древней минойской цивилизации, некогда процветавшей на островах Эгейского моря. Историки считают, что в стране Кафтиу, как называли минойцы свое государство, господствовал матриархат, то есть верховенство женщины-матери, жены, хранительницы домашнего очага. Написанию пьесы предшествовала исследовательская работа автора, который предположил, что известный миф о Троянской войне вполне мог быть отголоском события, действительно имевшего место в древности – военного похода древних жителей острова Санторин на Крит.

Любовь или страсть?
Таким образом, миф о похищении прекрасной Елены и о завоевании Трои благодаря фантазии драматурга получил новую, минойскую окраску. Восстание двух юных протобогинь – будущей богини войны Афины и будущей богини любви, а пока всего лишь богини страсти Афродиты – против матери Дионы (заслуженная артистка России Елена Рахленко) привело к роковым последствиям. Свое могущество юные богини решают испытать на юноше Парисе. Афина предлагает ему победу в любой войне, а Афродита – любовь прекрасной женщины. Как известно, Парис выбирает любовь. Под чарами Афродиты жена царя Менелая прекрасная Елена (Екатерина Шорохова) влюбляется в слабовольного Париса. Служительница храма Дионы Фетида (Лидия Владимирова) посылает за Еленой своего сына Ахиллеса, который фигурирует здесь под именем Лигирон (Юрий Ляхов). Гектор (Михаил Нефедов) вызывает Лигирона на бой, в котором оба погибают. Не удается избежать гибели и Парису. Город, за стенами которого укрывались Парис и Елена, сожжен. Однако благородный Менелай не допускает гибели ни одного его жителя. В споре богинь победу одерживает мудрая Диона, предотвратившая подмену святого чувства любви банальной страстью.

Сценическое воплощение
Режиссера Людмилу Героеву пьеса «Месть Фетиды» привлекла актуальной проблематикой и обращением к событиям древней истории человечества. «Такого материала, как «Месть Фетиды», я ждала очень долго. Я очень благодарна Григорию Демидовцеву за обращение к мифу, к истории. То, что произошло с Менелаем и Еленой выписано как семейная драма, которая может случиться с каждым. Мы постарались сделать акцент на взаимоотношениях людей, хотели показать, каким же образом они друг на друга влияют, каким образом кто-то кого-то перевоспитывает или, наоборот, тянет в пучину. Мы хотели провести мысль, что зло, сотворенное человеком, его же самого и настигает», – поделилась Людмила Михайловна.
    «Демидовцев поднимает нравственные проблемы, за которые сейчас мало кто берется. Меня это привлекает, и поэтому я с радостью принимаю участие в спектакле», – так отозвалась о своей работе исполнительница роли Дионы Елена Рахленко.
    Декорации и костюмы спектакля выполнены Еленой Вавиловой. По рекомендации драматурга художница, создавая костюмы, использовала мотивы фресок, сохранившихся в развалинах дворцов Крита и Санторина.
Призами фестиваля «Дуновение будущего были отмечены многие актерские работы спектакля. Трофимов Кирилл, исполняющий роль Париса, одержал победу в номинации "Приз драматурга", Екатерина Алексеенко (богиня Афина) победила в номинации "Характерная роль",  Екатерина Петрунина (Афродита) – в номинации "Лучшая женская роль". Специальными призами фестиваля были отмечены заслуженная артистка России Елена Рахленко и звукооператор спектакля Дмитрий Клементьев.
Отныне спектакль можно будет регулярно видеть на площадке общественно-культурного центра «На Пушкинской». Ближайший показ спектакля – 24 декабря.
                                    Марина Клюева



Комментарии0  
Ленинградский вальс

Трагическая сказка блокадного времени

Премьера спектакля «Ленинградский вальс» по одноименной пьесе члена Союза писателей Григория Демидовцева состоялась в апреле и мае сразу на нескольких площадках. 26 апреля зрители смогли увидеть «Ленинградский вальс» в Санкт-Петербургском Доме национальностей, 6 мая – в Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского. Спектакль, повествующий о трагическом блокадном времени, был подготовлен специально ко Дню Победы.

Ленинградский миф
Новый спектакль по пьесе Григория Демидовцева «Ленинградский вальс» в постановке Людмилы Героевой – неожиданный поворот и в творчестве автора, и в его театре. Тема блокадного Города, так активно используемая в последнее время, подана здесь не совсем обычно. Реальные события, дополненные причудливой фантазией драматурга, обрели очертания нового ленинградского мифа про ангела, спасшего немало  людей в блокаду.
        Перед началом спектакля автор признался, что некоторые факты, описанные в пьесе и одноименной повести, привнесены из истории его семьи. Многие из родственников драматурга Демидовцева (реального Григория Петрова) погибли в трагические дни блокады. Писательский псевдоним был придуман по фамилии родственника по материнской линии, мечтавшего стать писателем. Именно этот человек и стал прототипом главного героя повести и пьесы. Его загадочная смерть многие годы мучила сегодняшнего Григория Демидовцева своей странностью: когда после смерти этого человека вскрыли квартиру, то там обнаружили пакет сухарей, который мог спасти его жизнь…
    По утверждению драматурга, в его пьесе впервые раскрываются факты работы уголовного розыска в блокадном Ленинграде. Автор изучил множество документов и выяснил, что для работы в уголовном розыске, наряду с добровольцами-мужчинами, в блокадный город приезжали молодые выпускницы юридических институтов из других городов России. В том числе и на их хрупкие  юные плечи легла основная работа по борьбе с  преступностью в блокадном Ленинграде.
    Мне посчастливилось увидеть спектакль, который актеры играли в библиотеке имени Маяковского, находящейся в самом сердце города, на набережной реки Фонтанки, 44, в старинном здании, где раньше размещалось подворье Троице-Сергиевой Лавры. Огромные полукруглые окна с видом на Фонтанку сразу заставили почувствовать дух Петербурга, внутреннее ощущение главного героя – библиографа, уже немолодого мужчины, влюбившегося в юную девушку-следователя. В исполнении народного артиста России Николая Иванова этот герой оказался очень узнаваемым и родным, настоящим ленинградским интеллигентом. Ему, как никому другому, трагическая ленинградская история очень близка, потому что артист родился за год до снятия блокады недалеко от Ленинграда – в городе Тихвине. Именно такой, как Николай Иванов, дав слово любимой женщине, мог бы умирать от голода с коробкой конфет на столе….

Блокадная любовь
Но вернемся к хронологии: сюжет пьесы, разветвленный на несколько линий, тем не менее, очень понятен. Блокада, в городе царят спекулянты, выменивая золото на горсть муки или риса. Молодые девушки, направленные в блокадный город, пытаются быть полезными стране: они разыскивают «гнездо» спекулянтов, решают проблемы подростков-беспризорников.
Интермедией спектакля служат люди-тени, кутающиеся в остатки шерстяных вещей, идущие из одного импровизированного конца сцены в другой – в никуда…  Какой-то юноша падает, потеряв последние силы, но тут неожиданно появляется ангел в женском обличии (з. а. России Елена Рахленко), который вдыхает в юношу жизнь, даря надежду. Актер Кирилл Трофимов, уже знакомый нам по спектаклю «Месть Фетиды», кутается в рваную шаль, вызывая подлинное ощущение пронзительного холода в блокадном городе. Молодая женщина, вышедшая из какого-то дома с вывеской «Фотография», неожиданно падает, зажав в руке заветный мешочек с крупицами еды. Ей уже ангел помочь не смог…
После интермедии появляются две молодые девушки, ведущие любопытный разговор. Одна из них, Анна Владимировна, рассказывает о своем неожиданном увлечении немолодым и странным интеллигентом «из бывших» – библиографом Александром Петровичем. Актриса Екатерина Алексеенко искренне старается передать смятение своей героини, настоящей советской девушки, которая не должна (!) в блокадном городе думать о любви. Зритель видит в ней ту самую комсомолку, приехавшую в Ленинград, чтобы помочь стране бороться с преступностью в осажденном городе….  Вторая, рыжеволосая бестия (Екатерина Петрунина) вполне справляется с ролью шустрой подружки, не скрывающей свою любовь к каждому мгновению жизни и готовой прожить его «на полную катушку».
Первая любовная сцена Анны и Александра Петровича помогает понять, что и в осажденном городе есть место чувствам, встречам и романтике. Молодой актрисе сложно играть «на равных» с великолепным и пронзительным, многогранным в самом мельчайшем движении Николаем Ивановым. Возможно поэтому настоящая любовная сцена случается именно в дуэте опытных мастеров Елены Рахленко и Николая Иванова – в сцене, когда ангел приходит к умирающему от голода и холода библиографу. То, с какой любовью ангел смотрит на человека, который сам отказывается продолжать жизнь, достойно отдельного разговора. Диалог человека и ангела, построенный на многообразии всей актерской палитры, на тончайших нюансах и красках, становится кульминацией спектакля и поражает глубиной чувств и эмоций.
Ангел предлагает Александру Петровичу съесть одну из приготовленных для любимой конфет, чтобы ему хватило сил дожить до завтрашнего дня и узнать, почему не пришла Анна в обещанный день рождения…  То, как просто отказывается от дара жизни персонаж Н.Иванова, то, как пронзительно и глубоко смотрят его печальные и добрые глаза на ангела, то, как несуетно и тихо он складывает свои большие руки на столе – эти простые жесты без слов даруют спектаклю настоящую подлинность и безграничную веру в такую правду. Последний вальс человека и ангела – апофеоз этому вечному браку любви-смерти. Ангел тихо растворяется в пространстве, унося с собой душу этого сильного и нежного человека «из бывших», не справившегося с предательством, не справившегося с жизнью…

Актрисы, пережившие блокаду
Режиссер Людмила Героева придумала великолепный ход – массовкой спектакля стали реальные участницы событий блокадного Ленинграда –  актрисы Театра «Игра на красный свет». Свою творческую карьеру они начали уже в преклонном возрасте. В своей прошлой жизни они никогда не выходили на сцену, а были медсестрами, нормировщиками, радиоинженерами,  – людьми, далекими от искусства. Но эти творческие женщины, не побоявшиеся начать учиться театральному мастерству, стали в этом спектакле настоящими учителями для юных актрис и актеров, «кураторами» событий. Им было что рассказать, и в спектакле ощущается та подлинность, которая заставляет сопереживать реальным событиям и, одновременно, рождает творческую радость. Каждый их жест был основан на сердечной памяти, каждая вещь внимательно подобрана. И, если у молодых актеров можно было увидеть еще новые шерстяные платки и шарфы, то эти актрисы реквизит подбирали, руководствуясь ощущением времени – из старых сундуков, дальних закоулков шкафов… Именно их выход пронзил неожиданной дрожью и узнаванием…
    Спектакль по пьесе Григория Демидовцева – уникальная попытка уйти от затертых «клише» и набивших оскомину представлений. Здесь - живая история с элементом сказки, дарящая каждому читателю-зрителю надежду на то, что сила человеческого духа, направленная на добро, может спасти, обернуться чудом…. Пьеса, подобно кругу, поворачивается разными гранями-жанрами:  вот – реальная история, а вот – миф, а теперь – фантастика, а здесь – романтическая драма. Актеры, по-разному справляясь с поставленной задачей, тем не менее, сохраняют общий дух, основанный на великой теме. Ансамблевость, сыгранность ощущаются в каждой сцене. Но главное, что присутствует в театре Демидовцева – это преемственность поколений, обучение актерскому искусству «по старинному рецепту», старой школе, которая предполагает наблюдение за игрой мастеров, живой контакт и передачу «из уст в уста» секретов мастерства.

Светлана Ермилова


Комментарии0  


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru