Первым, и к тому же единственным, источником знания об Атлантиде являются труды великого ума Древней Греции — Платона. Сведения о ней содержатся в двух его философских диалогах — «Тимей» и «Критий». Их текст построен как стенограмма бесед нескольких учеников с великим философом Сократом — учителем Платона, и посвящены теме идеального государства. В первом из этих диалогов от имени некоего Крития и рассказывается об Атлантиде. Характерно, что тема Атлантиды в этом диалоге не самая главная, она подчинена теме древнего величия Афин. Суть его такова: якобы Критий ребенком слышал от своего деда, также носившего имя Критий, рассказ его великого современника Солона о его пребывании в Египте (замечу от себя, что Солон считался создателем афинских законов, а также был поэтом; о его многочисленных путешествиях, в том числе в Египет упоминается у Плутарха). Согласно рассказу Крития, Солон, будучи в египетском городе Саис, обратил внимание на то, что с ним как с афинянином обращаются особенно почтительно. Он обратился к жрецам за разъяснением и узнал, что жители Саиса считают себя и афинян находящимися под покровительством одной и той же богини (Афины Паллады). Когда Солон, пытаясь выяснить подробности, стал рассказывать истории из греческой мифологии, упомянув о потопе, один из жрецов рассмеялся и объяснил, что греки не помнят ничего, что было до потопа, а, между тем, потопов было много, и тот, о котором говорил Солон, был просто последним; в Египте же сохраняется информация о том, что было и до других потопов. Далее, повествует Критий, жрец поведал Солону, что в древности афиняне были, как и в момент беседы, славнейшим народом на земле. Они имели государство с самыми совершенными законами, благодаря которым у них была мощная профессиональная армия (все это неспроста было включено Платоном в диалог, так как это было важнейшим пунктом его рассуждений об идеальном государстве). Допотопная афинская армия совершила славнейший подвиг — сокрушила Атлантиду. Здесь в диалоге — внимание! — и приводится описание Атлантиды. Якобы она представляла собой мощное государство, расположенное на огромной территории, превышавшей, по словам Платона, Ливию, то есть Африку, и Азию вместе взятые. Атлантида располагалась за Геркулесовыми столпами, как тогда называли Гибралтарский пролив, то есть где-то в Атлантическом океане. Атланты владели территориями в Африке и Европе, примыкавшими к их земле: «Ливией до Египта» и «Европой до Тиррении (Тиррения — это страна этрусков в центральной Италии)». Атланты якобы хотели завоевать весь мир, однако афиняне отразили их наступление, не позволив продвинуться далее к востоку. После этой победы и произошел потоп, причем пострадал весь мир. В частности, передает Платон словами Крития, Афины потеряли часть своей некогда большой территории, смытой водами, а Атлантида была в течение «одних ужасных суток» затоплена полностью. В доказательство последнего утверждения Платон привел тот факт, что якобы за Геркулесовыми столпами море невозможно для судоходства по причине обилия ила, поднявшегося к поверхности после гибели Атлантиды. В дальнейшем от рассказа о войне Афин и Атлантиды (ему посвящено не более 1/10 части диалога) Платон переходит к другим вопросам, связанным в основном с проблемой создания и функционирования идеального государства. К теме Атлантиды Платон вернулся в диалоге «Критий». К сожалению, большая часть этого диалога либо не сохранилась до наших дней, либо просто не была дописана. А, между тем, несохранившиеся части были очень важны для нашей темы, так как диалог «Критий» в первую очередь посвящен истории Атлантиды. Рассказ о ней опирается на то, что говорилось в предыдущем диалоге «Тимей», и без него, по мнению исследователей, являлся бы просто фантастическим рассказом. Сначала Платон устами Крития начинает рассказывать об Афинах до потопа, и только затем переходит к рассказу об Атлантиде. В духе греческой мифологии он повествует о том, как бог моря Посейдон соединился с прекрасной девушкой Клейто, от которой родилось 5 пар мальчиков-близнецов. Это близнецы стали родоначальниками царской династии в Атлантиде, причем каждый из них получил отдельный удел. Таким образом, по Платону, Атлантида фактически состояла из 10 государств, объединенных общих происхождением. Между ними никогда не было вражды, но все в случае необходимости должны были действовать сообща под руководством главного царя. Далее в диалоге делается описание Атлантиды, поразительно бедное живыми подробностями. В частности, говорится, что страна была богата полезными ископаемыми (в частности, упоминаются «любые виды ископаемых твердых и плавких металлов») и плодами земли («всякий пестуемый человек плод и злак, …всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения, …всякий … служащий для забавы и лакомства древесный плод… — всё это тогдашний священный остров под действием солнца порождал прекрасным, изумительным и изобильным»). Из городов упоминается только царская метрополия. Она, по словам Платона, располагалась на острове, окруженном несколькими кругами водяных рвов, которые соединялись каналом с морем. Городская стена была покрыта медью, а внутренние укрепления акрополя — золотистым орихалком (легендарной желтой медью), «испускавшим огнистое блистание». Платон описывает и богато украшенный храм Посейдона и Клейто, находившейся в самом центре царской метрополии. Царский дворец был окружен жилищами царских копьеносцев — гвардии Атлантиды. Вся страна была разделена на 60 тысяч участков, каждый из которых поставлял одного предводителя, отвечавшего за подготовку и снаряжение более десятка воинов различных специальностей. На верфях царской метрополии находился огромный флот, состоявший, по Платону, из самых мощных боевых кораблей того времени — триер. Пользуясь богатством своей страны, цари Атлантиды смогли благоустроить её: «Пользуясь этими дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок свою страну». Правители Атлантиды повиновались божественным законам, установленным Посейдоном, и ставили на первое место добродетель, почитая богатство «чуть ли не за досадное бремя». Однако со временем они «оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность». При виде этого Зевс, верховное божество в представлениях древних греков, решил наказать царский род, «дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию». На описании собрания олимпийских богов, созванном Зевсом ради этого, рассказ Платона обрывается — как уже говорилось, диалог либо не сохранился полностью, либо просто не был дописан. Таковы сведения, содержащиеся об Атлантиде у Платона. Кроме них, античная традиция не сохранила более никакой информации об этой стране. Остальные авторы либо ссылались на Платона, либо спорили с ним, считая его рассказ выдумкой. Кстати говоря, знаменитая аристотелевская фраза «Платон мне друг, но истина дороже» была сказана как раз по поводу Атлантиды: Аристотель отрицал ее существование. Уже в античности рассуждения Платона об идеальном государстве отошли на задний план, тогда как легенда об Атлантиде обрела самостоятельную жизнь. Как писали известный исследователь океана Жак-Ив Кусто и его соавтор Ив Паккале, «за долгие века, от Платона до наших дней, легионы мыслителей выдвигали и выдвигают свои гипотезы об этой стране. Философы, писатели, поэты, художники, мистики, члены тайных орденов и лож, ученые всех специальностей, фантасты – перечисление может быть бесконечным! – занимались или занимаются анализом этой фантастической истории. Исчезновение острова в глубинах моря и гибель цветущей цивилизации не оставила равнодушными никого. История Атлантиды открывает простор для любых предположений». И одно из предположений связывает ее с минойским Критом.
|