Петербургский драматург написал об Атлантиде Главная  -  О нас пишут  -  Интервью с Григорием Демидовцевым  -  

"Зрительный ряд" № 6 от 1-15.04.09 г.

Член Союза писателей России Григорий Демидовцев готовит к изданию новую книгу. Это сборник пьес, посвященных минойской цивилизации. Об особенностях этой цивилизации, а также о том, чем она заинтересовала писателя, Григорий Демидовцев рассказал в своем интервью.

Новая книга



- Григорий Анатольевич, готовится к изданию новый сборник ваших пьес, действия в которых происходят в конкретную эпоху в условиях одной древней культуры. О какой эпохе идет речь?

- Предположительно новый сборник будет называться "Минойские пьесы". Пьесы сборника - "Месть Фетиды", "Жертва Эрехтеи" и "Эрехтея" - посвящены минойской культуре, первой цивилизации на территории Европы.

- Как получилось, что Вы заинтересовались именно минойской цивилизацией?

- В свое время, когда я писал роман "Русь, которую мы не узнали", понадобилось, чтобы главный герой явился в прошлой жизни непременно в обстановке какой-либо древней эпохи. Тогда и родилась глава под названием "Эрехтея", которая была необходима для развития сюжетной линии романа. Прошло время, я продолжал интересоваться минойской цивилизацией и узнал о ней практически все, что известно на данный момент. Со временем пришла идея попробовать из короткой главы создать пьесу. Так родилась пьеса "Эрехтея". В ней сравниваются проблемы нашей современницы Анны, которая не понимает своего мужа, с проблемами влюбленных друг в друга жителей древней цивилизации - Эрехтеи и Усера. Но и после написания пьесы осталось достаточно неиспользованного материала, который в нее не попал. Тогда я подумал, почему бы не написать пьесы о минойцах, точно таким же образом, как древние греки писали свои мифы. В результате родились две пьесы - "Месть Фетиды" и "Жертва Эрехтеи". В них нет сопоставления с современностью, это просто две красивые сказки о перипетиях отношений между людьми и богами.



Минойцы - древние атланты?



- Вы хорошо изучили минойскую культуру. Где она возникла?

- Минойская культура возникла на островах Эгейского моря - Санторин, Крит и других. Сегодня можно спорить о том, какая цивилизация древнее - египетская или минойская. Наверное, будет правильным сказать, что расцвет этих цивилизаций пришелся примерно на одно и то же время - это рубеж второго и третьего тысячелетий до нашей эры.

- В чем особенность минойской культуры?

- Минойская культура уникальна, она имеет коренное отличие от более ранних цивилизаций. Ее создатели жили на островах и могли не опасаться врагов, так как их флот занимал господствующее положение в Восточном Средиземноморье. Поэтому минойским мужчинам не нужно было выполнять функцию защитника домашнего очага. Они воспитывались по-другому. Сформировалась культура без ярко выраженной "мужской агрессии". Мужчины минойского периода реализовывали себя, уходя в море и покоряя новые просторы. Но при этом они обязательно возвращались домой - к матери, жене, сестрам. Существовал своеобразный матриархат, который не имел ничего общего с современным феминизмом. Это было общество с повышенной ответственностью со стороны женщин за домашний очаг и... за мужчин! Однако вышесказанное относится к минойской культуре до извержения вулкана на острове Санторин. После катастрофы минойская культура претерпела изменения, утратив, если так можно выразиться, черты прежней "матриархальности". Кстати, многие ученые считают, что остров Санторин послужил прообразом знаменитой Атлантиды, описанной Платоном. Ученые-вулканологи реконструировали облик острова до взрыва. И его описание, действительно, похоже на описание Атлантиды.

- Вы воочию видели минойские древности?

- Конечно! Я горжусь тем, что был на Санторине. Это незабываемое событие, впечатление от которого осталось в памяти на всю жизнь. Мечтаю еще раз там побывать. Я также объездил многие греческие острова, не раз был на Крите. Минойская культура меня буквально захватила. Это действительно древнейшая цивилизация, о которой мало что известно, она сильно отличается от египетской.



Прошлое и современность



- Каким проблемам Вы уделяете внимание в ваших новых пьесах?

- Одна из основных проблем в пьесах "Эрехтея" и "Жертва Эрехтеи" - проблема взаимоотношения людей, воспитанных в разных культурах. Эрехтея полюбила египтянина Усера. Но разница культур породила непонимание между ними, поэтому Эрехтея принесла в жертву любимого, вовсе не желая этого. Эта проблема актуальна и для сегодняшнего времени. Ведь, если в древности люди разных культур могли столетиями не вступать в контакт друг с другом, то сегодня они неизбежно и постоянно соприкасаются во многих сферах жизни. Так что непонимание и нетерпимость иногда даже могут привести к трагедии.

- Как вы думаете, чем древние мифы могут быть интересны современным читателям?

- Они красивы и абстрагированы от нашего времени. Используя минойские сюжеты, можно коснуться тем, которые актуальны и по сей день. Например, в пьесе "Месть Фетиды" тема взаимоотношений богинь Дионы и Афродиты как матери и дочери тесно переплетается с темой их отношений с людьми. То есть действие происходит одновременно и на небесах, и на земле, как и было у древних греков. Ведь в их мифах боги активно вмешивались в жизнь смертных. Мне кажется, что греческая тема может быть востребованной режиссерами. Увы, сегодня в театре не хватает красоты и любви с большой буквы. Хочется все-таки видеть красивую жизнь хотя бы в театре. Честно скажу, у меня нет желания смотреть "На дне" ни в прямом, ни в переносном смысле. "Дно" уже, мягко говоря, достало. Сколько же можно опускаться на дно самим и опускать туда зрителей?



На дно или ввысь?



- То есть хочется чего-то возвышенного?

- Да, хочется, чтобы с этого духовного "дна" человека все-таки вытаскивали. Особенно сейчас, во время кризиса! На мой взгляд, сейчас самое лучшее время ставить сказки! Может быть, у меня родилась не совсем правильная мысль, но в том, что случилось с Россией в 1917 году, на самом деле в какой-то мере виноват и театр, в котором шли постановки, не отражающие реальной действительности. Ведь на то самое "дно" опускались единицы, а показывали, что многие.

- То есть то, что играется в театре, может реализоваться в действительности?

- Дух определяет материю. Когда проблемы показывают возвышенно и красиво, то и жизнь становится красивой, хотя не перестает быть проблемной. Как только конфликты показывают в депрессивной тональности, да еще с депрессивными декорациями, то и получаем в результате депрессивную жизнь. Разумеется, возвышающая дух пьеса совершенно не обязательно должна быть бесконфликтной. Как говорится, есть конфликт - есть пьеса, нет конфликта - нет пьесы.

- Когда читатели смогут увидеть новый сборник ваших пьес?

- Пьесы уже написаны, сейчас кандидат исторических наук Денис Алексеев дополняет их научными комментариями. То есть читатели и режиссеры смогут получить достоверную информацию, которой располагает наука на сегодняшний день, о том или ином герое, о той или иной минойской фреске и так далее.

- Сейчас уже есть какие-то планы по поводу постановки ваших новых пьес в театре?

- Такие планы есть, но, думаю, что лучше об этом расскажут те, кто их будет ставить. Я как автор, в данном случае не хочу перебегать им дорогу.


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru