"Ленинградский вальс" Григория Демидовцева Главная  -  О нас пишут  -  Интервью с Григорием Демидовцевым  -  

Журнал "Театральные вести" № 3 декабрь 2009

Член Союза писателей Григорий Демидовцев родился и вырос в Ленинграде. Писать о ленинградской блокаде он считает своим долгом. Новая пьеса драматурга посвящена этому трагическому и прекрасному времени.





Долг памяти



- Почему Вы решили писать о блокаде? Чем Вам интересно это время?

- Дело в том, что мой псевдоним "Демидовцев" был взят в честь одного моего предка, который умер в блокаду, и у которого была мечта стать писателем. Эта пьеса - своеобразная дань уважения моим погибшим родственникам:

Я долго не решался подходить к этой теме из-за ее болезненности. Но тут совершенно случайно я прочёл о подпольной коммерции во время блокады. Представляете, в 1944 году в воюющий город нелегально ввезли партию высококачественного риса из Афганистана. Было понятно, что уголовные дела о воровстве и спекуляции - это слишком мало для того, чтобы написать пьесу. Вспомнились рассказы бабушки и отца о блокаде. По их словам, в блокаду жили, любили, а не только сражались и тушили "зажигалки". Поэтому и название у моей пьесы получилось такое лиричное - "Ленинградский вальс". Среди горя, обстрелов, бомб и голода вдруг рождается любовь:

- Главный герой Вашей пьесы - "недобитый интеллигент":

- Так его называет главная героиня. В центре пьесы конфликт двух людей из разных социальных слоев. Во время блокады из-за мобилизаций и голода ряды местных стражей порядка сильно уменьшились. И их место заняли люди из других районов страны, часто деревенские, далеко не самого высокого культурного уровня. В этом заключается противостояние между людьми, которые сюда приехали исполнять долг, и теми, кого считают "недобитыми интеллигентами".

Противоположности притягиваются, и моя героиня влюбляется в интеллигента. Любовь не выбирает:

Избранник моей героини еще и женат. И это усиливает конфликт. Анна - "правильная" комсомолка, следователь, молодая, ретивая, слепо исполняющая свой долг. Влюбившись, она начинает бороться со своим чувством:

- Поэтому она и не приходит к герою на свидание?

- Да, в этом конфликт и заключен, происходит трагедия в трагедии. Оба не проходят испытание. Поэтому погибает он. Что происходит с ней в пьесе не показано. Но я думаю, что люди, которые знакомы с вопросами духовной энергетики, великолепно понимают, что она тоже уже не выживет.

Ее подруга Зинаида иная. Она тоже комсомолка и ярая материалистка. Но при этом Зинаида выживет, а Анна нет:

- Потому что Зинаида более жизнелюбива?

- Она правдива. Хотя где-то, может быть, передергивает, но остается открытой и искренней. Если у нее есть сахар, то она его не прячет, а тут же им делится. Зинаида ловит спекулянтов, вредителей и так далее, наверное, не меньше, чем Анна. Но она делает это по-другому, говорит, что действует не серьезно, а играет. Закончив работать, она тут же забывает о спекулянтах и бежит на свидание. Она живет.

- То есть она не фанатик своего дела?

- Когда она работает, то, может быть, и фанатик. Но только во время работы и ровно столько, сколько нужно. Но это и интересно - показать таких людей.



Бизнес в блокадном городе



- Дело об афганском рисе на самом деле имело место или это фантазия драматурга?

- Это реальный исторический факт. Сохранились фамилии и фотографии людей, проходивших по этому делу.. В блокадном городе были и игральные дома. Кто об этом знает? Были притоны. Было обычное воровство: Сколько людей тогда обогатилось, откуда произошли некоторые современные коллекции? Не все махинаторы были тогда пойманы. Однако если смотреть с современных позиций, то, может быть, слава Богу, что этот черный рынок тогда существовал - по крайней мере, кому-то он давал шанс выжить. Ведь если стоит выбор - или семейное золото, или жизнь, конечно, человек выберет жизнь. Гораздо хуже, когда у человека есть золото, но он умирает с голоду, потому что, видите ли, наведен стопроцентный порядок, черного рынка нет и карточек нет.

И что делать? Просто погибать, смотря на свое золото, на картины и другие ценности? Если государство не справляется со своими обязанностями? В данном случае так и произошло. Не важно, что послужило причиной. А раз так, то государство не имеет права мешать людям спасать свои жизни:

Герои пьесы не думают об этом, они живут, любят и умирают! И только Ангел их оплакивает:



Энергетическая теория



- В Вашей пьесе будет Ангел?

- Он мне потребовался и гармонично сам вошел в текст. Сначала я хотел написать трагедию, но, как всегда, без мистики не обошлось! Об этом было не принято писать, но в трудные минуты происходит много странного, много чудес! И главное чудо, что многие из блокадников выжили именно потому, что старались помочь другим. Им вроде бы везло, но, наверное, это везение не было случайным!

- То есть была помощь свыше?

- Это законы духовной энергетики. Когда вам плохо, нельзя мстить. Наоборот, нужно быть открытыми. Может быть, не стоит помогать обидчикам, но всем остальным - надо!

- Анна, которая в конце Вашей пьесы начинает мстить, обречена?

- Да, она начинает с повышенным усердием исполнять долг: Я вовсе не хочу сказать, что она не должна была этого делать. Но в данном случае она внесла в свою работу ожесточенность, потому что погиб ее любимый. В пьесе нет ничего однозначного.

- Что это за энергетическая теория, о которой Вы упомянули? Где о ней можно прочитать?

- Не думаю, что об этом надо читать каждому. Лучше пойти в церковь. Кстати, церкви были открыты в блокаду. Хотя у каждого свой путь:

Что касается энергетической теории, то она не предполагает осуждение поступков других. На уровне тонкого мира нет виноватых, а есть ошибки. Так, например, сделала свой выбор героиня моей предыдущей пьесы "Эрехтея", и никто не имеет права ее осудить. Я думаю, что, затронув тему выбора в "Эрехтее", я смог продолжить ее в новой пьесе.

- Где читатели смогут ознакомиться с Вашей пьесой?

- Пьесу "Ленинградский вальс" напечатал журнал писателей России "Невский альманах". Работу по постановке пьесы ведет сейчас режиссер Людмила Героева.

В ее постановке будут участвовать как известные артисты нашего города, так и молодые, начинающие. Надеюсь, что увидеть спектакль можно будет уже в феврале будущего года.



Текст: Мария Кросс


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru