Секрет успеха от Григория Демидовцева Главная  -  О нас пишут  -  Интервью с Григорием Демидовцевым  -  

"Бизнес Сегодня" № 1 за 2009 год

Григорий Демидовцев - петербургский писатель-драматург, меценат, бизнесмен и общественный деятель. Он - автор произведений, легших в основу спектаклей "Кольцо всех времен" и "Сон бизнесмена", которые петербургская публика не так давно могла увидеть в Мюзик-Холле. В 2009 году писатель планирует издать очередной сборник своих пьес. О новых пьесах, об итогах года уходящего и надеждах года грядущего Григорий Демидовцев рассказал в интервью. А также поделился своим секретом успеха.

Итоги года


- Григорий Анатольевич, что для вас значил уходящий год?

- Трудно подводить итоги в условиях кризиса. Хотелось бы говорить только о хорошем, но, к сожалению, мы живем на грешной земле, и нельзя не учитывать процессы, происходящие сейчас в экономике.

- Я знаю, что у вас сейчас в работе три вещи: пьеса о древней цивилизации "Эрехтея", комедия "Подарок" и молодежная пьеса "Ее надо сберечь". Расскажите о них поподробнее.

- Есть один психологический прием, который было бы неплохо использовать во время кризиса. Когда у кого-то возникает проблема, заслоняющая собой все остальное, нужно задать себе вопрос: насколько это все-таки глобально? Ты что, заболел раком? Нет? А что ты тогда ноешь? Ведь что такое "Эрехтея"? Проблема, с которой столкнулась минойская цивилизация, привела ее к гибели. Или, допустим, проблемы в "Чашке феи". Переворот, приводящий к смене общественной системы - вот это проблема. Что касается сегодняшнего дня, у нас всего лишь кризис, смывающий "пену", не переворот. Литература и, в частности, мои пьесы, сегодня могут давать некий терапевтический эффект.

Женщины матриархата


- Ваша пьеса "Эрехтея" рассказывает о катастрофе, которая произошла с минойской цивилизацией?

- Катастрофа там показана только косвенно. В пьесе говорится о выборе, который люди сделали перед катастрофой. Пьеса построена в стиле древнегреческих трагедий. В ней есть Великая богиня, которую, предположительно, могли назвать Геей, хотя на самом деле мы не знаем, как звали Великую богиню минойского периода истории острова Крит. Но мы знаем, что минойцы ей поклонялись. Это была очень специфическая культура реального матриархата, цивилизация, где правили женщины. Женщины верховодили, но у них была и ответственность за мужчин. Тот, кто верховодит, тот и берет на себя ответственность - современная цивилизация иногда об этом забывает, и "Эрехтея" должна об этом напомнить

- То есть, нет прав без обязанностей?

- Да, и не может быть, особенно в древнем мире. Цена пренебрежения или ошибки в древнем мире - это смерть всего народа. Это сейчас у нас есть запасы ресурсов.

- То есть в древние времена ответственность человека была гораздо большей?

- Да. И в случае ошибок платили жизнями, потому что помощи ниоткуда, кроме как от богов, ожидать было нельзя. Соседние народы не то что не помогали, а просто приходили и добивали, если видели, что кто-то ослаб. В древнем мире это было вполне нормально и закономерно.

- Как вы думаете, кто может сыграть Эрехтею?

- Это должна быть молодая и талантливая актриса, которая должна будет сыграть женщину, которая несет ответственность за народ. Минойские женщины привыкли все решать сами. И трагедия Эрехтеи заключалась в том, что она все решала за мужчину. В этой пьесе действие происходит не только в минойской цивилизации, а и в наши дни. Через сопоставление с прошлым героиня должна понять, что она делает не так. Ведь сегодня порой бывает, что женщина начинает играть в матриархат, например, в семье, мужа ни во что не ставит, а потом вдруг удивляется, почему он к ней охладел?

- Ваша пьеса обращена к женщинам с призывом больше доверять мужчинам?

- К мужчинам тоже, потому что возлюбленного Эрехтеи Усера вопрос доверия тоже коснулся. От него тоже многое зависит в пьесе. Он должен был понять, в какой культуре находится, должен был довериться любимой женщине. Да, он пытался, но не смог.

- То есть главная тема вашей пьесы - тема доверия между людьми?

- Да, особенно если два человека, мужчина и женщина, еще оказываются и из разных культур. Это сейчас очень актуально. Речь не обязательно идет о разных национальных культурах. Это могут быть мужчина из сельской местности или рабочей среды и женщина - интеллигентка-интеллектуалка. Они жили и воспитывались в разных культурах. Допустим, получилось, что стрела Амура, вернее, если по моей пьесе, стрела минойской богини любви, поразила их сердца. Но вопрос в том, как это чувство сохранить, причем так, чтобы оно не убило обоих, как Ромео и Джульетту. Боги зажигают страсть - один понравился другому. А потом идет притирка друг к другу, о чем очень часто забывают. И здесь очень важно доверие и понимание. Любовь родилась, но она пока еще беззащитное дитя, и очень легко это дитя убить, что очень часто и происходит. "Эрехтея" касается этой вечной темы.

- Каков жанр "Эрехтеи"?

- В "Эрехтее" говорится о серьезных вещах, но они преподносятся в комедийной форме для того, чтобы зрителю было легче их воспринимать. Одна богиня любви чего стоит, или подруга главной героини. Эти герои второго плана не дадут зрителю скучать!

"Подарок" от Григория Демидовцева


- Насколько я знаю, ваша комедия "Подарок" - это история о том, как некий сильный мира сего дарит своей дочери на день рождения мужа. Не является ли это вариацией на тему матриархата?

- Нет, "Подарок" не перекликается с "Эрехтеей". Главный герой "Подарка" - француз, который приехал работать в Россию. Мне хотелось посмеяться над ситуацией, когда одурманенные западной пропагандой иностранцы всерьез считают, что у нас на Невском проспекте можно утонуть в луже, и чуть ли не в болотных сапогах приезжают знакомиться с русскими невестами. Я слышал рассказы о подобных случаях. Такое впечатление, что эти "женихи" готовятся ехать в совершенно дикую страну, хотя, можете мне поверить, мы уже не такие дикие, по крайней мере, в лужах на Невском проспекте у нас уже никто не тонет. Бедному французу приснилось, что его подарили. То есть это некий фарс, притом без всякого волшебства и сверхъестественных существ, как в моей пьесе "Чашка феи". Сильный мира сего, авторитетный политик под влиянием своей жены хочет устроить личную жизнь своей дочери. Здесь мы видим ответственность, доведенную до абсурда. Я думаю, зрителям будет интересно посмотреть на смешного француза, приехавшего к нам и не совсем нас понимающего.

- Где происходит действие?

- В провинциальном городке, хотя эта история могла произойти и в Москве, да и в любом российском городе.

- Наверное, это будет что-то очень смешное?

- Надеюсь.

Любовь надо сберечь


- Я знаю, что главный герой вашей молодежной пьесы "Ее надо сберечь" - очень молодой человек.

- Это некая современная интерпретация "Ромео и Джульетты". Как и в "Эрехтее", в ней говорится о том, насколько важно, чтобы родители научили своего ребенка любить. В неумении любить причина трагедии молодого человека, который пытается справиться со своими проблемами, но не находит в себе силы. Хотелось бы, чтобы молодые люди, посмотрев эту пьесу, могли бы в себе разобраться и что-то поправить в своей судьбе. Ясно, что родителей не выбирают, их надо любить такими, какие они есть. Эта пьеса призвана, быть может, кого-то уберечь от трагедии, которая происходит с героем.

- К какому жанру можно отнести эту молодежную пьесу?

- Это парадокс, но, по-моему, молодежный зритель сейчас более восприимчив к серьезным спектаклям, чем старшие поколения. Он готов воспринимать трагедию, которую может воспринять тот, у кого много жизненной энергии. На самом деле это один из общественных показателей. Когда общество загнивает, в нем популярны только комедии. Если в театре хочется только смеяться - это на самом деле опасный сигнал для общества.

- То есть "Ее надо сберечь" - это трагедия?

- Да, и она, поэтому, и предназначена для молодежи, которая способна пропустить трагедию через себя и таким образом очиститься. Я верю, что молодежь может улучшить наше общество. Но молодежь тоже нуждается в помощи со стороны старших поколений.

Секрет успеха


- Григорий Анатольевич, вы писатель и бизнесмен, то есть человек, который занимается прогнозированием. Как вы считаете, каким будет следующий 2009 год?

- Хотелось бы, чтобы 2009 год стал годом окончания кризиса. Думаю, что современный кризис не столько реальный, сколько присутствующий в головах некоторых людей. Другое дело, что этот кризис сильно отражается на всех. Это не дефолт девяносто восьмого года и не Великая депрессия тридцатых годов. Хотелось бы, чтобы у нас хватило нервов разумно реагировать и, главное - не поддаваться панике. Все-таки даже и мы переживали более серьезные кризисы, не говоря уже о наших предках. И уж точно это не тот кризис, который настиг минойскую цивилизацию.

- Есть ли у вас планы на 2009 год?

- Я, как бизнесмен, обязан строить планы. Хотелось бы, чтобы они осуществились. Главное - не стоять на месте, постоянно, несмотря на кризис что-то делать и верить в лучшее.

- В этом и есть секрет успеха от Григория Демидовцева?

- К такой формуле приходят многие люди. В пьесе "Ее надо сберечь" есть эпиграф: "Любите жизнь, но уважайте смерть". Это объективная реальность, а объективную реальность надо уважать. Надо любить жизнь, надо в нее верить, но при этом уважать смерть и относиться к ней с пониманием.

- Ваши пожелания зрителям и читателям в Новом году?

- Хотелось бы, чтобы кризис поскорее закончился. А также благополучия, взаимопонимания, любви и процветания! А также - увидеть мои пьесы, поставленные на театральных подмостках!


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru