"Таящая в веках" Григория Демидовцева Главная  -  О нас пишут  -  Интервью с Григорием Демидовцевым  -  

Журнал "ПравоИнформ" №23(737)

В преддверии летних отпусков выходит роман члена Союза писателей России Григория Демидовцева "Таящая в веках". В интервью нашему журналу автор согласился подробнее рассказать нам об этом романе. А также поведал легенду, связанную с древней минойской культурой и с бронзовой статуей, которая находится в его кабинете.



- Я знаю, что готовится к выходу Ваша книга "Таящая в веках". О чем она?

- Лет 10 назад я написал свою первую книгу под названием "Дуновение будущего". Сейчас сюжет, который меня тогда занимал, получил развитие, и родилась книга под названием "Таящая в веках". Это предыстория "Дуновения будущего". В новом романе рассказывается о поездке современной красавицы Яны на греческие острова. Она знакомится с таинственным старцем, который дает ей почитать древнюю книгу, и эта книга меняет ее жизнь: Роман "Таящая в веках" выходит летом, когда многие отправятся в отпуска!

- И когда ждать презентацию Вашего романа?

- Она пройдет после того, как я вернусь из поездки на любимый мною романтический остров Санторин.

- Надеетесь повстречаться с духом Заступницы перед богами по имени Эрехтея, описанной в Вашем романе?

- Чтобы пообщаться с духом Эрехтеи, не надо далеко лететь. Ее дух живет в моем кабинете, в авторской копии бронзовой минойской статуи, оригинал которой хранится в Берлинском музее, правда, по не известным мне причинам, ее "сослали" в запасники. Она была откопана Генрихом Шлиманом в Трое, когда о минойской цивилизации еще ничего не знали.

- Она что-то натворила в музее? Поэтому ее "сослали"?

- Кто знает? Может, действительно, дух из шлимановской статуи переселился в новую оболочку! Ведь, как я написал в своем романе, духи древних очень не любят пребывать в музеях, которые кажутся им кладбищами. Им нужна реальная жизнь, эмоции реальных людей!

- И как они реагируют на человеческие эмоции?

- Всё зависит от самих эмоций, ведь их рождает сам человек! Никакая статуя, никакой дух не способен пробудить в человеке эмоции за него! Могу только сказать, что постепенно складывается легенда о чудесах этой статуи, в частности, ее платье и голову украшают змеи. Была такая традиция у минойских женщин: украшать себя змеями.

- И какие чудеса творят эти змеи на статуе?

- Видимо, каждая змея отвечает за что-то свое. Всех секретов раскрывать нельзя. Пока знаю, что есть змея судьбы, есть змея здоровья. Говорить о чудесах сложно, и не все можно! Главное - помнить о безопасности и понимать символы древних. А то получится, если говорить современным языком: "Топором чинят компьютер"!

- Как Вы считаете, почему различные символы были так важны для людей древности?

- На заре человечества было очень развито чувствование окружающего мира. Символы, жесты, знаки играли очень важную роль, это было необходимо для выживания. Другое дело сейчас, когда в силу развития наших возможностей, чувствование мира притупилось, и случайное пренебрежение символами, дошедшими до нас из прошлых веков, может привести к проблемам. Как говорится, незнание не освобождает от ответственности!

- Но все-таки, как Вы думаете, статуя с древними символами может помочь людям справиться с сегодняшними проблемами?

- Мне известно, что одна из змей на моей статуе отвечает за судьбу, и если ее погладить, то: можно кое-то подправить в своей жизни! Говорят, помогает!

- А как ее погладить, чтобы она не укусила?

- Можно зайти ко мне в кабинет на чашку чая или кофе, но, разумеется, по работе! Зря тревожить Духа статуи не стоит. И потом, после беседы, если пожелаете, я могу показать эту змейку! Это шутка, конечно, но, согласитесь, многое в нашем удивительном мире еще не познано и покрыто завесой тайны!

- На обложке Вашей новой книги изображена эта мистическая статуя?

- Да! Она как-то неожиданно для меня, как для автора, вошла в книгу и стала ее героиней, потеснив всех остальных героев! Поэтому она и не случайна на обложке!

- А какое удивительное небо над статуей! Это - фотомонтаж?

- Нет, это реальное природное явление! Снято на Санторине во время восхода солнца. Действительно, как-то неожиданно туча рассеялась, показался рассвет: К сожалению, в кадр не попал подсвеченный утренним солнцем дождь, который прошел над морем. Вообще, встречать восход или наблюдать закат - это очень романтично! При этом я считаю, что в наших северных широтах закаты и восходы бывают еще более восхитительными, чем где-либо на юге!

- Итак, роман "Таящая в веках" закончен! Над чем Вы сейчас работаете? Есть ли уже сюжеты для будущих книг?

- Сейчас началась работа над новым романом под названием "Правда любви". В нее войдут в виде отдельных глав повести "Ленинградская правда" и "Ленинградский вальс", уже знакомые читателям.

- Такой резкий переход от минойской цивилизации к нашей недавней истории?

- Роман "Таящая в веках" тоже касается и наших дней. Минойская цивилизация - это один из примеров ужасной трагедии, которая постигла людей несколько тысяч лет назад. Пережив мысленно эту трагедию, можно прикоснуться и к такой болезненной теме, как наша недавняя история! Понимаете, чтобы описывать те или иные события, надо "подняться" над ними! Все-таки литература - не жизнь! У нее - другое предназначение, другие правила и задачи: Главное, касаясь истории, надо всегда помнить, что всё уже в прошлом! Ничего не изменишь, ничего не подправишь, что было, то было! Туда, в прошлое, надо смотреть с благодарностью и с любовью! Наши предки, как и все люди, во многом ошибались, но они смогли дать жизнь нам. Дай нам Бог не ошибиться еще больше, чем они!

- Ваш новый роман называется "Правда любви". А какие еще "правды", по Вашему мнению, существуют?

- Я думаю, что в нашем мире есть три совершенно разные правды. Первая - "правда ненависти". Это когда кто-то кипит праведным гневом, пытается, возможно, и справедливо, кого-то заклеймить, осудить. Такая правда, например, существует у солдат во время войны или у обиженной женщины. Да мало ли у кого: Вторую правду можно назвать "правдой жизни". Это внешне объективные факты, с которыми человек сталкивается в течение своей жизни. Эта "правда" очень изменчива и нестабильна. И третья - "правда любви", то, что с трудом пробивается в человеке, и то, что остается от него в конечном счете:

- Вы сказали, что "правда жизни" не стабильна: Как это? Вы можете проиллюстрировать это примером?

- Пожалуйста. Например, идет человек по улице и вдруг видит, как один прохожий толкает другого. Какая у него будет первая реакция? Правильно, негативная: он подумает, что некоторые люди уже совсем потеряли человеческий облик. А вечером тот же человек, например, включает телевизор. Там идут вечерние новости, и он

узнает, что прохожего, которого толкнули на улице, таким образом спасли, потому что на него с крыши мог упасть тяжелый предмет. А через месяц в хронике чрезвычайных происшествий он читает, что этот человек - серийный убийца, совершивший очередное преступление. Если бы его спаситель позволил тому предмету упасть ему на голову, то, тем самым, возможно, предотвратил бы совершение преступления. На этом примере видно, что "правда жизни" крайне изменчива и хаотична. Разобраться в этих хаотичных явлениях и сложных хитросплетениях, можно только если есть направляющий "компас" - философские или религиозные взгляды, которых ты придерживаешься, то есть какие-то "идеальные" понятия, духовная основа.

- Тогда расскажите, пожалуйста, о "правде любви" подробнее.

- Как я уже говорил, это правда, которая постепенно прорастает сквозь судьбы людей и единственное, что от нас остается. "Правду ненависти" мы встречаем вокруг, часто она возникает спонтанно. "Правду жизни" не имеет смысла описывать. "Правда любви" включает в себя понимание и смирение, а также выводы из своих

поступков! Это очень трудная и порою мучительная работа над собой! Проще найти врага и на него все

свалить! Труднее осознать, что никто ни в чём не виноват! В каком-то смысле этой правде, как и любви в целом, покровительствует богиня. У разных народов ее называли по-разному. Наиболее широко известна греческая богиня - Афродита.

Без любви не обходится ни одна из религий. Даже если нет конкретного символа. Любовь - нечто объединяющее этот мир. Она ведет каждого смертного к единому, к Богу. Она не зависит ни от эпохи, ни от религии. Афродита или любая ее ипостась - вечна и нужна всем. Она знает, что всё остальное, кроме нее, - преходяще. Все другие сущности уйдут со временем, а она останется. Афродита в моем новом романе действует под именем Незнакомка; мне хотелось, чтобы читатель видел ее преемственность с Незнакомкой из известного стихотворения Александра Блока. Поэтому мой новый роман - о "правде любви", о том, как люди могли любить друг друга в сверхстрессовой ситуации сороковых годов прошлого столетия.

- Почти все писатели и поэты писали о любви. В чем оригинальность Вашей трактовки этого чувства?

- Иногда можно прочесть о любви как о примитивном понятии. Я считаю, что любовь - это сложное чувство, в основе которого лежит понимание и прощение, иногда любовь очень неоднозначна и даже приносит боль! Главное, на мой взгляд: не понимать любовь только как сладкую конфету, которая тает во рту! Сейчас в этом заключается основная сложность при создании романа. С одной стороны, при описании нашего болезненного прошлого необходимо заглушить в себе чувство иногда вполне

заслуженной ненависти и обиды, с другой стороны, существует опасность испачкаться в примитивной "сладости любви". Те, кто читал повести "Ленинградская правда" и "Ленинградский вальс", наверняка заметили это:

- В Ваших произведениях почти всегда присутствует мистика. Кто-то даже назвал ее "костылями" и "подпорками" Вашего творчества. Вы согласны?

- Мы уже говорили с вами о том, что без каких-либо понятий "идеального плана" трудно разобраться в хаосе повседневной жизни. Например, возьмем известнейшего писателя Михаила Шолохова. Герой его повести "Судьба человека" вопрошает: "За что же судьба меня так покалечила?" Гениальный писатель вынужден был оперировать понятиями в рамках обыденного уровня сознания. Он не смог убедительно ответить на вопрос своего героя. Он повис в воздухе. На подобные онтологические, глобальные вопросы ответы дать может только мистическая сущность. В свои произведения я ввожу такие сущности, чтобы, во-первых, давать ответы на подобные вопросы, а во-вторых, чтобы снять напряжение, чтобы читателям не было страшно. Ведь мои романы о любви, а не о страхе и ненависти!

- Наверное, беда в том, что отечественный читатель не привык к таким героям?

- Это только на первый взгляд так кажется. На самом деле, человеческая душа жаждет чудесного. Литература всегда была связана с мистикой и фантастикой. Вводя таких "мистических" героев, я продолжаю тысячелетние литературные традиции, которые берут начало еще в Древней Греции и продолжаются Михаилом Булгаковым в "Мастере и Маргарите". Но Булгакову не повезло, свой роман он писал в стол. Мне повезло больше - сейчас нет идеологических запретов. Те, кто не приемлет мистику, вычеркивают ее и, тем самым, вычеркивают таких авторов, как Пушкин, Гоголь, Булгаков, Грин, и многих других, невероятно талантливых писателей. Ведь в их произведениях тоже присутствует мистика. Главное помнить, что она не должна стать самоцелью. Например, сюжет "Пиковой дамы" основывается на магии трех выигрышных карт. Но если из повести убрать всю мистику, произведение потеряет шарм!

- Газета "Метро" 22 мая опубликовала результаты социологического исследования Российской государственной детской библиотеки - оказывается, современные подростки охотнее всего читают фэнтези, фантастику, мистику и "ужастики". А по материалам всероссийского исследования 2001-2002 годов, на первом месте у школьников стояли приключения и "ужастики", на четвертом месте сказки и фэнтэзи, фантастика на пятом, а классика всего лишь на девятом. Что Вы думаете об этом?

- Эти исследования вызывают у меня улыбку.

- Почему?

- Мне не очень понятно, например, к какому разделу при проведении такого исследования отнесли бы замечательного русского писателя Михаила Булгакова. К классике или к фантастическому жанру? Куда отнесли братьев Стругацких, Джона Толкиена? Писатель всегда останется творцом, независимо от того, в каком жанре он пишет. То, что Булгаков или Гоголь использовали фантастические мотивы в своих произведениях, не умаляет их вклад в литературу. Поэтому наши юные читатели сами разберутся, что им читать. Не стоит им навязывать только Льва Толстого, хотя в его "Войне и Мире" тоже присутствует мистика: чем не мистична описанная им смерть Андрея Болконского? Но любое навязывание ничего, кроме отторжения, не вызывает. Поэтому я считаю нашим большим достижением - свободу от идеологического деспотизма! И это сегодня надо ценить!

- Что же, будем ценить нашу свободу, читать Ваш роман "Таящая в веках" и ждать новые книги! А сейчас, раз уж я в Вашем кабинете и интервью закончено, я поглажу судьбоносную змею на статуе Заступницы! Вдруг поможет!


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru