Григорий Демидовцев: "Театр - это тренинг души" Главная  -  О нас пишут  -  Интервью с Григорием Демидовцевым  -  

"Театральные вести", № 5, 2010 г.

Накануне волшебной новогодней ночи, когда под бой курантов старый год сменяется Новым, так хочется верить в счастливое будущее. А кто может предсказать его лучше, чем писатель-фантаст? В один из последних дней старого года член Союза писателей России, драматург Григорий Демидовцев поделился своими предчувствиями, догадками и планами.



Любовь помогает выжить



- Григорий Анатольевич, Вы - успешный предприниматель, и в то же время известны как писатель и общественный деятель. Какая из вышеперечисленных ипостасей для Вас наиболее значима?

- Основное для меня - это, все-таки, бизнес. Но о душе тоже надо подумать, особенно сегодня, во время кризиса. Философский взгляд помогает в работе. Все мои произведения так или иначе связаны с историей. Я очень благодарен своему консультанту кандидату исторических наук Денису Алексееву, который постоянно информирует меня о новых открытиях, причем не только в истории, но и в инновациях, в изучении космоса. В частности, благодаря, в том числе, и его информации, мне удалось написать пьесу "Ленинградский вальс". В "Невском альманахе" недавно был опубликован ее журнальный вариант. Полный вариант будет издан в одноименном сборнике, который выйдет ко Дню снятия блокады.

- Какой исторической эпохе будет посвящено Ваше следующее произведение?

- Я опять возвращаюсь к минойской цивилизации. Парадоксально, но "Ленинградский вальс" подвёл меня к работе над продолжением "Мести Фетиды", которое я назвал "Менелай и Елена". Надеюсь издать эту пьесу во втором полугодии будущего года. Занимаясь "Менелаем и Еленой", я опять живу минойскими временами. В эту пьесу вошла моя трактовка предназначения древнего артефакта, известного под названием Фестский диск: Конечно, я не могу читать, что там написано, хотя интуитивно понимаю, что это молитва, обращение к богу. Самое удивительное - этого маленького зернышка, этой капельки не хватало для понимания "Менелая и Елены". Работая над этой пьесой, я наблюдаю преемственность времен: проблема непонятой любви, или неумения различить и правильно понять это чувство, существовала всегда, в любые времена. И у Менелая с Еленой, и в блокаду, когда, казалось бы, не до любви. Но это чувство в любое время, как росток, пробивается, даже через асфальт.

- И помогает выжить:

- Да. В сборник "Ленинградский вальс" вошла также моя пьеса "Её надо сберечь". Она тоже посвящена теме любви, но только в наши дни. Получилось очень интересное сравнение - с одной стороны, блокада, трагедия, кошмарные обстоятельства! И наше, казалось бы, мирное время - а проблемы-то похожие! Причем складывается такое впечатление, что люди сами себе создают проблемы и платят за это своими жизнями. Другой вопрос, что во время блокады это было в явном виде, а сейчас люди гибнут вроде бы без вмешательства внешних факторов, но на самом деле - по тем же самым причинам. Трагедия есть всегда. Сейчас пришло время об этом задуматься. Может быть, именно для того, чтобы у нас не повторилось то, что было, например, в блокаду.



Загадка женщин Кафтора



- Предназначение Ваших произведений - предупредить?

- Заставить людей задуматься. Та же блокада - ну, все-таки, запасы у себя держите. Неплохо также подумать над тем, как выжили люди до нас. Мы живем сегодня, пользуясь плодами цивилизации. А как до нас-то выживали? Ведь нынешнего изобилия не было. Тогда действительно надо было думать, чтобы с голоду не умереть. Один неурожай, какая-нибудь засуха - и это такой катаклизм, который нам сегодня и не снился. Эпидемия чумы - и вымирали целые города. Но кто-то выживал и во время катастроф. Героиня моей пьесы "Эрехтея" специально воспитывалась как заступница народа острова Санторин перед высшими силами. Удивительно, но на Санторине после извержения вулкана, в отличие от той же Помпеи, не обнаружены останки людей. Видимо, люди спаслись. Когда там ведутся раскопки и в пепле обнаруживают пустоты, то, для того, чтобы узнать, что это было, их заливают специальным составом. Так вот, там находят всевозможные предметы быта, всё что угодно, только не людей и животных. Такое впечатление, что люди перед катастрофой успели уплыть. Кто-то их предупредил. Представляете, вот сейчас бы вам кто-нибудь сказал, что Санкт-Петербург сейчас затопит, все собирайте и уезжайте:

- Это не так-то просто, нужна организованность:

- Да-да, надо было, чтобы люди поверили и послушались того, кто их предупреждал. Кроме того, это происходило не в современных условиях. Если мы сейчас снимемся с места и уедем, мы все-таки попадем пусть в другую, но цивилизацию. А они-то уходили в пустоту: В Библии есть упоминание об этом. Когда древние евреи выходили из Египта, было сказано: "Я вывожу вас подобно тому, как я до вас вывел филистимлян из Кафтора". Кафтор, Кафтиу - это древние названия минойской цивилизации.

- Получается, что филистимляне - это потомки минойцев?

- По крайней мере, так написано в Библии. Там они описаны как враги. Но надо понимать, что они были достаточно цивилизованным народом. Они знали и монопольно использовали железо, изготавливали олово. У них была очень интересная культура. Она мало изучена, но понятно, что они - наследники чего-то значимого. Другой вопрос, что они многое растеряли, поэтому и сгинули. Существует также некая тайна, связанная с их женщинами. Эту тайну я пытаюсь разгадать в своем новом романе "Таящая в веках". Спасаясь от катастрофы, они сначала приплыли на Кипр, а затем мужская часть населения отправилась в Палестину. Мужчинам пришлось взять в жены женщин местных племен. В результате этих браков и появились филистимляне. Меня заинтересовало, что же случилось с женщинами Кафтора? С точки зрения энергетической теории, это невероятно интересная тема. Понятно, что здесь скрыта какая-то тайна. Мое предположение состоит в том, что женщины Кафтора были наказаны за злоупотребление магией. Возможно, они переоценили силу своей власти. Ведь одно дело руководить маленьким островом, а другое дело командовать на Кипре, где уже и враги могли нападать. Возможно, произошла какая-то конфликтная ситуация, которая привела к трагедии. Так, например, женщина может с помощью магии приворожить понравившегося мужчину. Но каковы последствия этого? Куда полетят стрелы? Понятно, что они полетят в детей. Поэтому и христианская церковь против магии. Это все не так безобидно, как кажется некоторым.

- Кто главный герой Вашего нового романа "Таящая в веках"?

- В моем первом романе есть героиня по имени Яна Кимовна. "Таящая в веках" - это предыстория этой героини. Это некое оправдание поступков, совершенных ею в романе "Дуновение будущего". Ей будет показано, почему у нее "перекрыта" личная жизнь. Она, как и женщины Кафтора, неосознанно воспользовалась магией. В моем романе описано, насколько это опасно.

- В романе "Таящая в веках" Вы рассматривает историю человечества на протяжении тысячелетий. Как Вам кажется, стало ли человечество мудрее?

- Увы, мудрее оно не стало. Что такое мудрость? Как я написал в одном своем романе, "дай Бог нам ошибаться не больше, чем ошибались наши предки". Конечно, предки совершали ошибки. Но раз мы сейчас живем, значит, эти ошибки были не фатальные. Ясно, что многие современные проблемы корнями уходят в предыдущие эпохи. Ошибка, которую допустили женщины Кафтора, отзывается в веках.



Магия Нового года



- Вы верите в магию новогодних праздников?

- Я верю в то, что в Новый год могут происходить и происходят чудеса. А насчет того, какое желание загадывать в новогоднюю ночь, надо хорошенько подумать. Как говорится, "бойтесь своих желаний". Если вы в новогоднюю ночь попросите миллион долларов, то подумайте, готовы ли вы к этому? Но мечтать о чуде надо всегда!

- Вы хотели бы, чтобы мир Ваших произведений оказал влияние на Вашу собственную жизнь?

- Мои книги на самом деле оказывают влияние на мою жизнь. Вот небольшой пример. Когда я писал роман "Дуновение будущего", у меня было повышенное давление, я не мог пить кофе. Поэтому в романе женщины, окружавшие моего героя, боролись за то, чтобы он пил не кофе, а травяные чаи. После того, как вышла книга, я вдруг почувствовал, что мое давление нормализовалось. Я заметил, что стал другим. Что касается моих книг, то я ничего не выдумываю. Я просто обращаюсь к тем эпохам, которые существовали прежде, чем в наших головах победило материализм, когда человек жил с ощущением божества. Благодаря этому миропониманию мы сейчас существуем. Думаю, если мы не вернемся к этому, а будем продолжать мыслить материалистически, в один прекрасный момент наша цивилизация может перестать существовать. Даже когда я обратился к современной эпохе, работая над "Ленинградским вальсом", получилось, что и там появился ангел. И, по сути, только после этого произведение окончательно оформилось.

- Ваши пожелания для читателей журнала "Театральные вести" в Новом году?

- Чтобы в Вашей жизни исполнялось только самое лучшее, а зло не выходило бы за пределы театральной сцены, почаще ходите в театр! Театр - это своеобразный тренинг души. Трагедию нужно смотреть в театре для того, чтобы больше радоваться в жизни.



Беседовала Мария Кросс


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru