Григорий Демидовцев: "В жизни не бывает ничего случайного" Главная  -  О нас пишут  -  Интервью с Григорием Демидовцевым  -  

"Бизнес Сегодня"№ 4 2011

Григорий Демидовцев - успешный бизнесмен, общественный деятель, член Союза писателей России. В настоящее время опубликовано тринадцать книг Григория Демидовцева - это романы, детективы, пьесы. Но все его произведения отличает нестандартность мысли, необычный взгляд на историю и современность. О своих новых произведениях специально для читателей журнала "Бизнес сегодня" Григорий Демидовцев рассказал в интервью.



История о Менелае и Елене



- "Менелай и Елена" - это пьеса из вашего цикла, посвященного минойской цивилизации. Чем вас заинтересовало это древнее общество?

- О минойской цивилизации мало что известно. Это была загадочная высокоразвитая культура. Очень похоже на то, что у них был матриархат, и это удивительно, потому что до сих пор в других цивилизациях такового не найдено. Истории об амазонках - это, все-таки только мифы, археологи не доказали их существование. А у минойцев - вполне реальные города, письменность, уникальные фрески, водопровод и другие достижения цивилизации. Эта цивилизация совершенно отличается от вавилонской или древнеегипетской.

- Почему вы предположили, что история о Менелае и Прекрасной Елене, известная по "Илиаде" Гомера, имеет минойское происхождение?

- Я предположил, что это минойский миф потому, что для патриархата непонятна логика поведения Менелая. Она понятна, если предположить, что греки заимствовали этот миф, как и очень многое другое, у минойцев. Тогда все становится на свои места. Почему Менелаю надо было вернуть Елену? Потому что с позиции минойского менталитета, жена, которая бросила мужа, - это угроза обществу. С позиций патриархата она не представляет угрозы. Бросила жена - найди себе другую, в чем проблема? Ведь женщина нуждается в мужчине, а не мужчина в женщине. В минойской цивилизации этот поступок приобретает совершенно другой смысл. Получается, что если женщина сбежала, к тому же бросив ребенка, значит, она нарушила кодекс поведения женщины своего мира и, соответственно, подорвала устои общества. Следовательно, ее надо вернуть любой ценой, включая войну.

- В центре вашей пьесы - конфликт между мужчиной и женщиной.

- Меня заинтересовал вопрос о том, как могло выживать общество, построенное на основе матриархата, когда вокруг существуют народы с совсем другим строем. Это не означает, что женщины обязательно правили в минойском обществе. Матриархат я понимаю как общество, в котором женщина не нуждается в мужчине как в защитнике. И если наше общество рассматривать именно с этих позиций, то сегодня, по большому счету, муж не нужен - женщина и без него может вырастить ребенка, современную цивилизацию тоже можно считать приближающейся к матриархату. Поэтому сегодня мы и получили кризис семьи. Еще один важный момент - минойская цивилизация, в отличие от многих других, очень плохо кончила - неожиданно началось извержение вулкана. Можно предположить, что это стечение обстоятельств, но это с позиций материализма. С точки зрения духовности ничего не происходит случайно.

- В своих произведениях вы предупреждаете нас, чтобы мы не повторили ту же судьбу?

- Так как я увлекаюсь энергетикой общества и личности, то могу сказать, что какая-то опасность в матриархате есть. Насколько она серьезна? Для того я и пишу книги, чтобы это осмыслить. На эту же тему я сейчас пишу роман "Таящая в веках", главная героиня которого пытается найти ответ на этот вопрос.

- Вам понравилась сценическая трактовка вашей пьесы "Менелай и Елена"?

- В спектакле "Менелай и Елена" режиссера Людмилы Героевой участвует звездный состав: народный артист России Николай Иванов, заслуженные артистки России Татьяна Бедова и Елена Рахленко. Мне была интересна их точка зрения; то, что они увидели в моей пьесе.



Сказка о коррупции со счастливым концом

- Я знаю, что сейчас Театр Григория Демидовцева репетирует вашу пьесу "Русская тайна". Это пьеса о современной России. Почему ее считают сказкой?

- Кто-то назвал эту пьесу "сказкой о борьбе с коррупцией". С одной стороны, понятно, что коррупция - это плохо. В то же время не все так просто. Когда в своем романе "Демон соблазна" я коснулся темы 37-го года, то неожиданно пришел к неординарному выводу, что, оказывается, одной из целей репрессий 37-го года была как раз борьба с коррупцией, потому что общество было сверхкоррумпировано. Я это понял, когда читал прессу тех времен. Например, такой маленький вопрос - почему именно Ежова поставили во главе репрессивной государственной машины?

- Потому что Ежов успешно боролся с коррупцией?

- Нет не поэтому. Он вообще не мог ни с чем бороться, что потом доказала практика. Но почему поставили именно его? Всегда есть какая-то логика, просто мы ее иногда не знаем. Оказалось, что определенная логика в назначении Ежова была. Дело в том, что это был человек, который точно не был связан с коррупцией. И при этом - служака, идеальный исполнитель. К 37-ому году было понятно, что надвигается война, а страна неуправляема, а во власти люди, мягко выражаясь, не очень образованные. Поэтому боролись с коррупцией так, как могли. Так как не могли доказать элементарных экономических преступлений, то вынуждены были доказывать то, что могли доказать. Получалось, что проще объявить человека шпионом, чем доказывать, сколько он украл - на это ума уже не хватало. Все видели квартиры, дачи и другие предметы роскоши, но доказать ничего не могли.

- А что происходит в пьесе "Русская тайна"?

- Главная героиня пьесы борется с "нехорошими" чиновниками. Это очень добрая, нежная девушка, но тоже "служака". Но для нее 37-ой год, в котором ее семья пострадала, стал прививкой. Она понимает, что надо бороться с коррупцией, при этом она хочет сделать это так, чтобы принести поменьше боли людям. Понимает, что паутину надо разрушить так, чтобы было как можно меньше крови и страданий, но при этом достичь цели. Поэтому, видимо, кто-то и назвал эту пьесу сказкой. Коррупция - это зло, но десять раз подумайте, как с ней бороться. В спектакле "Русская тайна" будет еще более звездный состав - кроме Николая Иванова, Татьяны Бедовой и Елены Рахленко там будут еще играть заслуженные артисты Артем Цыпин, Дмитрий Евстафьев и Леонид Михайловский.



О мистике в нашей жизни



- Вам не кажется, что ваши пьесы похожи на произведения символистов конца XIX - начала XX века? В них тоже часто встречаются сказочные сюжеты и связь с Высшей силой.

- Смотря что понимать под символизмом. Мистика вообще-то есть и в произведениях реалистов. Другой вопрос, что в их произведениях она не так явна, она представлена у них в виде случайностей. Любая случайность - это уже само по себе мистика. Многие классические произведения гениальны уже потому, что через их, казалось бы, бытовые, сюжеты, сквозит божественное провидение. На самом деле все энергетические потоки в классике выверены до мелочей. Почему в моих произведениях действуют боги и богини? Потому что таково было мышление древних. И, кроме того, это усиливает театральность, и зритель серьезные вопросы, поставленные спектаклем, воспринимает легче. Мистика в нашей жизни присутствует постоянно и во всем. Любой человек, если он не будет лукавить сам с собой, подтвердит это. Это случайно падающие мимо сосульки, машины, которые чудом не наезжают и так далее. Другое дело, что мы эти чудеса быстро забываем. Но если как следует посмотреть, чудес вокруг очень много. Например, когда двое познакомились. Каждая любовная история - уже мистика! Я себя не считаю символистом, стараюсь доносить свои идеи до читателя в классическом, традиционном виде. Иногда символистами называют авторов, которые делали изыски там, где не нужно. Я себя к этим автора не отношу. Я не считаю корректным изображать наше общество в виде психушки, более того, я уверен, что это не так. Для того, чтобы донести свои идеи у меня есть другие средства. Я очень люблю использовать сказочные сюжеты, но я бы не назвал это символизмом.



Древний Новгород и Московия



- Григорий Анатольевич, ваша настольная книга - сборник новгородских берестяных грамот XI-XV веков, почему?

- Ведь это наша история - уникальная и подлинная, а не мифическая! Берестяные грамоты, когда вы их читаете, переворачивают в голове все. Ведь их писали люди из разных слоев населения по разным поводам. Становится ясно, что в те далекие века большинство горожан были грамотными, что существовала уникальная судебная система. Очень трогает, когда читаешь древнерусские любовные записки. И такую историю замалчивают: Странно, почему?

- Считается, что водка - национальный напиток русских?

- И да, и нет. Водка появилась тогда, когда московские князья подмяли под себя Русь, до этого пить крепкие спиртные напитки было не принято. Поэтому получается, что водка - это признак деспотии, это анти- демократический напиток. Кому выгодно спаивать людей? И нужно ли это в демократическом обществе? По крайней мере, в Древнем Новгороде это было не модно! Мода на водку пришла с московской деспотией!

- Когда зрители смогут увидеть спектакль по пьесе "Русская тайна"?

- Обычно наш театр выпускает премьеру к моему дню рождения. Так что это будет осенью, ближе к октябрю.

- Будем рады посмотреть! Дальнейших вам творческих успехов!



Беседовала Марина Клюева



Книги Григория Демидовцева можно приобрести в Доме военной книги (Невский пр., д. 20) и Книжной лавке писателей (Невский пр., д. 66).



Спектакли Театра Григория Демидовцева можно увидеть на площадке Общественного Культурного центра "Пушкинская, 9". Справки по тел. 764-56-92, 717-77-09


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru