Импровизация драматурга Главная  -  О нас пишут  -  Публикации о Григории Демидовцеве  -  

"Зрительный ряд" № 19 за 2008 год

Дмитрий Корсунский
В санкт-петербургском театре "Мюзик холл", в зале "Синий бархат" с 16 по 20 октября прошли театральные вечера по книгам Григория Анатольевича Демидовцева (Петрова).

Новая пьеса драматурга - "Кольцо всех времён" была создана режиссером Людмилой Героевой из самых удачных по художественному замыслу произведений писателя: "Чашка Феи", "Эрехтея" и "Русская тайна". В результате соединения книг о прошлом, настоящем и будущем получилось своеобразное кольцо времён, являющиеся звеном в жизненной цепи земной цивилизации.

Постановку пьесы можно назвать импровизацией драматурга с целью дальнейшего развития сюжета "Эрехтеи", действие которой происходит во времена минойской цивилизации. Минойская часть спектакля длится около десяти минут. Однако и этого хватает, чтобы зрители успели не только увидеть жизнь минойцев, но и осознать их нравственные ценности.

Любовная драма, разворачивающаяся в древнем городе, ставит дочь верховного жреца перед непростым выбором: выполнение священного долга перед её народом, или жизнь любимого. Рассказывает историю Эрехтеи заслуженная артистка России Татьяна Бедова. Юная Эрехтея, готовая к самопожертвованию во благо своей страны, должна принести в жертву любимого Усера, прибывшего из далекой страны Кемет (так в древности называли Египет)

Она может отказаться от выполнения, возможно, смертельного ритуала, но тогда всё минойское государство постигнет гнев богов. Необходима жертва самым дорогим в жизни седьмой дочери верховного жреца.

Что выберет красавица? Этот вопрос как бы зависает в атмосфере зала. Невольно хочется верить, что всё закончится благополучно, как в русских сказках.

И вот жреческая дочь всё же направляет в грудь своему мужу ритуальный нож. По мнению наивной Эрехтеи, вовсе не для того, чтобы вонзить нож в возлюбленного. Дальше происходит то, чего Эрехтея не ожидает: В истории Эрехтеи не все так просто, как и в нашей жизни: Часто человек хочет обмануть судьбу. Эрехтея не учла, что ее Усер "воспитан" другой культурой. Перед угрозой смерти он не смог довериться любимой и: Он пытается выхватить нож: но как раз этого и нельзя было делать... Усер погибает не от ножа, а от змеи, которая притаилась в ноже: Жертва состоялась!

Так драматург ставит перед зрителями очень актуальный вопрос. Готова ли элита жертвовать самым дорогим в своей жизни ради сохранения страны? Есть ли среди всех ныне власть предержащих хотя бы один, готовый на личное самопожертвование?

Драматург лишь освещает наболевшую проблему, требующую разрешения. Станет ли наша любимая Родина едина не только на праздничных да цветастых афишах? Что необходимо для настоящего единства страны? И главное, насколько мы все друг другу доверяем, особенно перед лицом опасности, а не когда все хорошо.

Это далеко не все вопросы, поставленные Григорием Демидовцевым не только перед любителями театра, но и перед всем современным обществом. Именно поэтому спектакль, прошедший в "Синем бархате", привлёк к себе внимание многих известных писателей и поэтов, которые пришли на его премьеру.

Среди них был Председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов, секретарь Союза писателей России Николай Коняев, руководитель секции "Художественная публицистика" Александр Гостомыслов, член правления Союза писателей России Ирэна Андреева.

Посетили "Кольцо всех времён" и представители петербургских газет и журналов - редактор журнала "Зрительный ряд" Галина Благоразумова, корреспондент журнала "Петербург-Классика. Летопись культуры и искусства" Сергей Деревянко.

Внимание лучших петербургских литераторов и журналистов к пьесе, поставленной режиссером Людмилой Героевой, совершенно обоснованно. Кроме её необычного сюжета, она интересна и игрой актёров.

В спектакле приняли участие заслуженные артисты России: Дмитрий Естафьев, Татьяна Бедова, Елена Рахленко и Виктор Шубин. А в роли главного героя Артура выступил Владислав Лобанов, полюбившийся многим петербуржцам по своим работам в фильмах "Посвящение в любовь", "Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности" и другим.

Но начнем все по порядку. Действие пьесы начинается с явления предпринимателю Артуру Демидову сказочной Феи, которая блистательно сыграла заслуженная артистка России Елена Рахленко. Фея показывает Артуру историю доверия между влюбленными Эрехтеей и Усером.. В атмосферу минойской цивилизации зрителей вводят танцовщицы в древних одеждах. Они исполняют красивый танец, поставленный максимально близко к минойским традициям.

За ним следует моноспектакль заслуженной артистки России Татьяной Бедовой, выступающей в изысканном платье, воспроизводящем мотивы фресок минойского периода. Она рассказывает легенду об Эрехтее. Легенда звучит энергично, с большим чувством и весьма убедительно. Правда, следует отметить и определённую затянутость, так, как это и было в литературном произведении Григория Демидовцева. По всей видимости, в этом есть смысл: была сделана попытка показать древность, которая была не столь динамичной, как современность.

Показав Артуру прошлое, Фея переносит его в будущее, где влюблённая в Демидова Яна (артистка Ольга Куликова) делает ему такое предложение о создании семьи, от которого он не может отказаться.

В этом варианте пьесы отчётливо вырисовывается отец Яны - валенковский криминальный авторитет "Воронцов-Мокрый", роль которого ярко и достаточно сильно исполняет заслуженный артист России Дмитрий Евстафьев.

Ранее, в предыдущей постановке, покровителем Яны выступал её дядя, военный пенсионер Семён Семёнович. По первоначальному замыслу автора он, руководя военным переворотом, оставался за кадром. Перевоплощение дяди в отца жизненно оправдано и в контексте всего спектакля очень удачно. Благодаря данному перевоплощению, драматург успешно связал "Чашку Феи" и "Русскую тайну".

Влияние "Воронцова-Мокрого" ослабляется федеральным инспектором Еленой Казанцевой (артистка Виктория Раевская), под видом московской журналистки прибывшей в Валенковск для вскрытия коррумпированной структуры провинциального городка.

Так, шаг за шагом Фея помогает Артуру осознать течение его жизни, большая часть которой уделена предпринимательской деятельности и отчасти служебным романам, которые могут привести как к потере семьи, так и утрате своей личной самостоятельности.

Фея, проведя Демидова от выбора Эрехтеи до выбора Яны, предоставляет Артуру сделать свой выбор, и он снова начинает ценить свою жену Ангелину, почти забытую им в деловой текучке дней. Он оставляет все рабочие дела и приглашает супругу в ресторан, чтобы просто поговорить о любви, а может быть и о доверии?

В конце пьесы, несмотря на все сложности и беды нашей жизни, все герои "Сна бизнесмена" становятся по-своему счастливы. Спектакль заканчивается надеждой на счастье и в настоящем, и в будущем.

В заключение необходимо добавить, что развитие театра Демидовцева идёт быстро и, сравнительно с другими молодыми театрами, довольно успешно. Ведь одно дело ставить уже многократно обкатанные пьесы известных драматургов, и совершенно другое всё начинать с нуля, начиная с написания оригинальных пьес на современные темы и кончая подбором актёров и приобретением нужных реквизитов.

Прошедшие театральные вечера показали, что многие авторские и режиссерские недоработки, которые присутствовали в первой постановке "Кофейная чашка", исправлены. Проведена большая работа, позволяющая говорить об устойчивом возрастании драматических способностей у автора пьес и о хорошем начале профессионального становления театра. Тем более, что большинство прежних ошибок были связаны со сложностью перевода книг Григория Демидовцева с литературного языка на театральный. И теперь, когда в новом петербургском театре сформировался творческий коллектив, зрители вправе ожидать от него новых интересных постановок.

В заключении могу сообщить, что дополненное комическими сценами "Кольцо всех времен" под новым названием "Сон бизнесмена" можно будет увидеть в зале "Бельэтаж" Мюзик-Холла 22 декабря.


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru