"Ленинградский вальс" - во имя мира Главная  -  О нас пишут  -  Публикации о Григории Демидовцеве  -  

"Невский альманах" № 3 (52) 2010

В начале XXI века свершилось то великое, что должно было свершиться в отечественной театральной среде Санкт-Петербурга. Новая грань таланта Григория Демидовцева, члена Союза писателей России, еще раз удивила своей остротой и яркостью, свежестью и своевременностью проявления пьесы "Ленинградский вальс". Само название пьесы необычно гармонично характеризует и делает пьесу утонченно-лиричной на фоне реального драматизма, ожидаемой, желанной и востребованной современным обществом.

И пока живы участники трагических событий, произошедших в нашем родном городе - Ленинграде, интерес к великому произведению Григория Демидовцева не только не ослабнет, но приумножится. Пьеса будет востребована обществом не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежье, так как сокрыты от большинства россиян, хотя многие блокадники, свидетели происходящего, живы. Очень ценно, жизненно, убедительно появление на сцене детей Блокадного Ленинграда. Это уникальный ход и великая находка режиссера - сделать возможным участие в спектакле блокадниц, жителей Санкт-Петербурга. Это актрисы народно-драматического театра "Игра на красный свет" Нина Федоровна Машарова, Галина Федоровна Сварчевская, Аида Александровна Ракова.

Пьеса подобна ценнейшему документальному подлиннику, с которым будет с великим интересом знакомиться не одно поколение, так как память крови, память генная - вечна! Боль утраты родных, близких, любимых жива в сердцах людей, переживших блокаду, войну. Но и теперь, спустя 65 лет, это видит и чувствует каждый, кому не безразличны слова: долг, честь, Родина, родной дом. И это чувство причастности - великое чувство, живет и будет жить в последующих поколениях. "Пока живу - помню" - девиз исторического появления на театральной сцене пьесы Григория Демидовцева "Ленинградский вальс".

В спектакле все подчинено одной выверенной, исторически правдивой, жизненной линии. Психологическое напряжение от реальности происходящего поддерживается режиссером Людмилой Героевой простыми средствами, доступными для восприятия, что еще больше подчеркивает трагизм и лиричность сюжета. Любовь в то необычайно тяжелое время была во всех проявлениях, и помогала выжить, выстоять, победить. Художественное оформление спектакля: разбитые часы с кривой линией на циферблате - символ остановившегося времени для миллионов. Словно расстреляно само время: Это и чайник, стакан с подстаканником, буржуйка, патефон с пластинкой песен богатейшего голоса Лидии Руслановой. Следы разорвавшихся снарядов на часах и стенах домов - все это совмещено с простотой и лаконизмом оформления спектакля, - лишь подчеркивает трагизм и место происходящего. Серый стол, стулья с высокими спинками. Фотография-салон, где развиваются события человеческой алчности, наживы, где последнее прибежище находят дошедшие сюда за спасением. Это место должно было служить, по своему определению, фиксацией исторической памяти красивой мирной жизни.

Эта событийная контрастность происходящего подчеркнута тонкой профессиональной игрой Народного артиста России Николая Иванова. На столе дорогие конфеты "Золотая марка", цветы, - блокадные цветы. Цветы любви и скорби. Этот натюрморт печален, он заставляет сжиматься сердце от утонченной нежности, от желания влюбленного сделать для любимой невозможное. Только великое чувство любви удерживает от соблазна съесть хотя бы одну конфету. Такая жертвенность - наивысшее проявление любви. Великое чувство на глазах преображает нашего героя, вызывая у него прилив энергии, молодости, желания жить и любить. Не проходите мимо своего счастья, верьте. Но возлюбленная Анна не оценила, не поняла. Ее сознание не доросло до понятия истинной любви и красоты отношений между людьми. Это чувство доступно не каждому, оно растет и культивируется по мере духовного, гармоничного развития личности. Эти качества заложены природой, их развитие и совершенствование - дело личное, требующее большой внутренней работы, силы духа, стойкости, веры:

Световое, звуковое, художественное оформление спектакля выполнено Еленой Вавиловой, Татьяной Мосиной, Георгием Лазарошвили и является ярким, выразительным фоном для происходящего. Необыкновенно тонкое, психологичное музыкальное сопровождение, тревожность камертона, напряженный до высочайшей степени трагизма голос Левитана усиливает, уводит в реальность происходящего, держит зрителей в напряжении, и, кажется, дыхание остановилось. Напряжение доходит до крайней степени накала. И только вальс, Ленинградский вальс снимает это болезненное, статическое и психологическое напряжение. Музыка возрождающая, поднимающая с колен ослабленных, голодных, изможденных людей, музыка, взывающая к жизни, к свету звучит проникновенно с появлением Ангела. Заслуженная актриса театра и кино Елено Рахленко - изящна и хрупка в белых, летящих одеждах, с голосом, идущим из глубины души, голосом Ангела-Матери разговаривает с героями. Ее присутствие рядом снимает напряжение, дает надежду, возвращает к жизни.

Великолепная, утонченная игра великих актеров является ведущей нитью в спектакле, и, как закономерность, подхвачена не менее блестящей игрой молодого поколения. Здесь ярко проявляется преемственность поколений и обмен богатейшим опытом старших. Трагичную судьбу подростков военного времени ярко донес до зрителей юный артист Михаил Нефедов. Позиция грубой силы наделенных властью обескураживает, вызывает чувство боли за подрастающее поколение, и это актуально сегодня. Работа девушек-следователей не сообразна с их возрастом, обликом, с их непосильной задачей справиться с преступлением, которое под силу только опытным кадровым специалистам. Это пришлось сочетать советским женщинам и в военное, и послевоенное время. Все это есть в генной памяти последующих поколений, и она работает спустя 65 лет после Великой Победы.

Печально, что наша женщина - красавица, умница во всех своих проявлениях, до сих пор не на пьедестале в своей стране. Пьедестал Мира - вот ее достойное место. Я говорю о простой советской женщине, которая вынесла все наравне с мужчинами. И пока она сама не осознает своей значимости в истории развития страны, она не обретет истинного признания. Пьеса Григория Демидовцева "Ленинградский вальс"способствует восхождению российской женщины на пьедестал своего дома, своего города, своей Родины.

Желаю большого творческого пути всему коллективу спектакля "Ленинградский вальс". Держите эстафету памяти, как символ "Вечного огня", храните, передавайте следующему поколению во имя Жизни и Великой Любви. Во имя Мира!



Зинаида Королёва


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru