Радиостанция "Открытый город" Главная  -  О нас пишут  -  Публикации о Григории Демидовцеве  -  

Газета "Комсомольская правда", 17.01.2006г.

Радиостанцию "Открытый город" я люблю. Честные, объективные, острые передачи. Высокий профессионализм. Но вот литературных постановок в ее эфире, на мой взгляд, маловато.
Там с большим интересом я услышал композицию по рассказу Григория Демидовцева. Рассказ назывался "Пришедшая из прошлого",

Дуновение смерти и вечность любви Рассказ был интересен - приковывал внимание. Наши дни. Двое преуспевающих бизнесменов. К одному из них приходит наниматься на работу женщина. Оказывается, жизнь их уже сводила в юности. Но бизнесмены тогда были спецназовцами ВДВ. А эта женщина и ее подруга были разведчицами, работавшими на ГРУ. Встретились они тогда в госпитале - и те и другие проходили лечение после своих "секретных" дел. Там, в госпитале, они потянулись друг к другу, они друг друга полюбили. Считаные дни были им отпущены, затем служба их разлучила. Одна из подруг погибла за границей при выполнении очередного задания. Другая осталась жива...
В диалогах героев рассказ приоткрывается, обнаруживает свою многослойность. И эта его сложность подкупает, притягивает...
Но кто же такой Григорий Демидовцев?.. Что написал он кроме этого рассказа?..
Пробую дозвониться на радиостанцию "Открытый город", но ничего не получается - там все время занят телефон.
Тогда приезжаю самолично. Но того коллеги, что занимался радиопостановкой, нет на месте и, видимо, долго не будет.
Что делать?
Интуиция подсказывает: загляни в Дом книги. Интуиции своей я доверяю. И не зря.
В Доме книги в ответ на мой вопрос меня подводят к стеллажу, на котором выставлены книги искомого автора. Я убеждаюсь, что их много, беру в руки, перелистываю и проникаюсь уважением к тому, кто их сочинил.
Из Дома книги уношу пять купленных томиков. Пять романов, которые в совокупности составляют эпопею "Дуновение смерти и вечность любви".
Читаю их долго, потому что уж очень они непривычны. И мистика, и фантастика, и детектив, и история. Все переплелось, все соединилось в какой-то неописуемый сплав.
Хочется с кем-то или с чем-то сравнить. И чудятся мне то гоголевские нотки, то картинки, напоминающие Гофмана.
Вспоминаются также кинолента "Ночной дозор" и книги Б. Акунина. Но и кино и Акунин - явления массовой культуры. А в книгах Демидовцева тексты уж больно своеобразные. Элитарными их назвать тоже, видимо, неправильно. Какие-то они особенные. Особняком стоящие.
Главный герой эпоса - бизнесмен, которого зовут Артур, Главная сюжетная линия - пробуждение в Артуре человека, становление, созревание человеческой души.
Поначалу он суетен, главный герой, - он погружен в бизнес, он опьянен своей успешностью, своим достатком. Но судьба ему суждена головоломно прихотливая - то швыряет его в далекое прошлое, то в разные пласты будущего. Он видит распад и гибель России после кровавого переворота, осуществленного спецслужбами. Он же - в другом времени - оказывается в роли Великого Князя, созидающего Неворусь - новый, не московский вариант Русского государства. Он видит расцвет, величие и своеобразие Неворуси.

Что такое Неворусь
Кстати, о термине. Изобретенный Демидовцевым термин достаточно удачен, на мой взгляд, для того, чтобы быть замеченным и оцененным. Неворусь означает Русское государство, зародившееся на Северо-Западе, для которого Нева - главная водная артерия. Вокруг Невы оно собирается и прирастает землями.
Мне кажется, наш сегодняшний 78-й регион мог бы быть обозначен
на всех картах и во всех официальных бумагах как "Неворусь", и это способствовало бы повышению его популярности, его имиджа внутри страны и за рубежом.
Самое удивительное в том, что, когда термин был уже придуман и апробирован в книгах и журнальных публикациях, жизнь вдруг подтвердила правоту литератора-фантаста. Изучая старинные документы, малоизвестные и малодоступные источники, Григорий вдруг обнаружил неоднократные свидетельства того, что Невская Русь действительно была задолго до того, как на "топких брегах" появился Петр Первый. Летописи, в частности, упоминают какую-то "морскую стражу", а также каких-то "ангелов божьих", побивавших чужеземцев. Правда, летописные упоминания очень туманны, в них больше загадок, чем разгадок. Писатель Григорий Демидовцев как раз сейчас пытается отыскать эти самые разгадки.
Прочитав книги Григория, прочитав также несколько журнальных и газетных очерков о нем, я решил с ним встретиться и сразу скажу - не разочаровался. При живом общении Григорий производит впечатление фанатика в хорошем смысле - то есть творческого деятеля, чрезвычайно увлеченного тем миром, который он изображает, с головой в этот мир погруженного. "Он знает то, чего не знаем мы. Он жарко мыслит, полыхает ало. И наши приземленные умы не понимают этого накала..."

Лед и пламень То, что Григорий при всей своей творческой одержимости еще и хороший бизнесмен, - сочетание, конечно, редкостное. Я долго думал о том, как могла сложиться такая причудливая личность, соединяющая в себе холодный расчет и творческое "безумие". Разгадка, мне кажется, вот в чем. Если сегодня его подвергать анализу, то видишь сегодняшний срез, в котором органично слиты бизнесмен, историк и литератор. Но тут нельзя забывать про фактор времени. Как я узнал из беседы с Григорием, тяготение к литературным занятиям в нем наметилось рано - еще в школьные годы. Но созревание в нем литератора происходило достаточно долго, достаточно неторопливо. Вся прожитая жизнь работала на это. И бабушка, которая привила любовь к чтению. И типичное "советское" детство в типичной интеллигентской семье. И служба в армии. И учеба в институте. И работа в учреждении, где конструировались атомные подлодки. И, конечно же, бизнес его успешный. Бизнес оказался тем бикфордовым шнуром, который поджег заряд, скрытый до времени в глубинах души. Куда приведет Григория энергия этого литературного "взрыва", какие состоятся находки и свершения, покажет время...
- Как к вам пришла мысль начать писать?
- Первые страницы писались по зову сердца, в последующем, когда начал публиковаться, я понял, что следует заниматься этим более серьезно. И тогда я себя окружил неким коллективом.
- Что значит, "окружили себя неким коллективом"?
- В него входит костяк моей "писательской фирмы": литературный редактор, которая подправляет стилистику моих произведений, второй человек - это художница Вавилова. Ее я выбрал потому, что при просмотре ее иллюстраций я часто дописываю свои произведения, вдохновляясь ее творчеством. Она видит у меня то, что я сам не заметил. Есть и основной поставщик информации, кандидат исторических наук, который меня консультирует и предоставляет множество информации с различных сайтов, в том числе и зарубежных. Когда я писал "Дуновение прошлого", у меня скопилось много исторического материала, в саму книгу попали только крупицы.
- Откуда появился образ сумасшедшего князя Фоминского?
- Князь Фоминский - это реально существовавшая фигура. Искали мы этот реальный прототип не один месяц. Я попросил историка, помогавшего мне, найти князя, и при этом, чтобы были ссылки на умалишенность такого князя. И мы этого "героя" нашли.
- В ваших произведениях делается большой упор на исторические события. Это принципиально?
- У меня, например, присутствует сцена, как на Неву пошел один из ханов, реально существовавший в это время. Этот хан совершал походы на венецианских купцов и в год, когда он у меня по фантастике пошел на Неву, он действительно совершил поход на венецианцев и потерпел неудачу. В моем произведении он тоже проиграл. Получилось, что историческая параллель сохранилась. Не важно, где он проиграет - на юге или на севере, те, кто должен был умереть - умрут. То есть, меняются только декорации. Предопределена всего лишь суть, а декорации могут быть разными.
- Какую литературу вы использовали при создании своих произведений?
- Специально изучал различные оккультные книги, из которых очень много позаимствовал для своих произведений. Например, в книге "Русь, которую мы не узнали" Артур ночует в пирамиде. Все, что случилось с Артуром, основано на реальных событиях, произошедших с одним французским исследователем, который провел ночь в пирамиде в 30-е годы. Многое из того, что у меня написано как фантастика, я повторюсь, взято из различных научных теорий, и отдельные из них не слишком известны. Я, как писатель-фантаст, придерживаюсь понятия здравого смысла, даже когда фантазирую. Например, в одной из моих книг дано описание гибели Марса, основанное на одной из теорий о возможной гибели цивилизации на этой планете.
- Что вы знаете о реакции людей на ваши книги?
- По их реакции я еще раз убеждаюсь: фантастика - это способ говорить правду и реальные вещи. Когда я дал прочитать книгу "Дуновение будущего" одному психологу, который занимается бизнес-психологией, он мне сказал: "Все, что у тебя написано, это тренинг, которому мы обучаем для преодоления стрессовой ситуации". Социальный переворот - это та же стрессовая ситуация. Подобные перевороты происходят в жизни человека постоянно. Кое-кто из политиков, которые прочитали "Дуновение будущего", сказали, что ничего неправдоподобного в описанном перевороте нет. Никто не сказал, что этого не может быть.
- В вашей книге прослеживается образ некоего Черного гения Южного халифата, кто он?
- У меня есть такой образ. Почему Южный Халифат? Я когда это написал, сам не понял почему. И вот, когда я уже издал книгу и начал писать следующую, мой знакомый историк приносит мне карту расселения курдов. И к своему удивлению, я вижу, что курды живут в Турции и на севере Ирака. Возможно, север Ирака станет Южным халифатом. Почему я так его назвал, я не знаю.
Дальше, по теории Гумилева о пассионарности, появляется личность. Во все времена личность появляется тогда, когда надо: Чингисхан, Александр Македонский, Наполеон. Если личности что-то суждено, то, пока она не выполнит свою задачу, с ней бесполезно сражаться, она не уязвима. Она должна выполнить свою миссию. Какая эта миссия - это отдельный вопрос, но пока она ее не выполнит, она практически всесильна.
Черный гений - это определенный "спаситель", очень авторитетная личность, a la Христос или Магомет. Самое удивительное, что часть верующих его ждут, если посмотреть на их верования. Когда он появится, объединение мусульманского народа может стать лишь делом времени.
- Вы очень часто упоминаете некие энергетические технологии, что это такое?
- Что это такое - европейскому мышлению не просто понять. У меня на Марсе летательные аппараты работают на основе энергетической технологии, самолет управляется не рассудком, а чувствами. Восточный уровень мышления более приспособлен к пониманию такой технологии, чем западный. Даже если под носом западных ученых построить кирпичный завод, они не поймут, что эти кирпичи - продукт другой технологии, что это вовсе и не кирпичи. Кирпич может трансформироваться в любую непонятную массу. Когда эти ученые люди пойдут на завод со своим оборудованием, то увидят только банальный кирпич. Западный мир сегодня может эту энергетическую технологию проморгать, он может ее финансировать и даже строить, но не поймет этого.
- И все-таки, Григорий Анатольевич, что для вас писательский труд?
- Я хочу показать мир с незнакомой стороны. Не то, чтобы все предопределено Богом. Как раз у меня этого нет. Наоборот, у человека возможности просто колоссальные. Мир не обязательно такой, каким мы его привыкли видеть. На самом деле мы видим некую иллюзию, которую нам формирует разум. Я пытаюсь объяснить разницу между магией и верой. Магия - это когда человек сам не меняется, но пытается поменять при помощи каких-то фокусов мир вокруг себя. Это очень опасно, потому что может привести к неприятностям.
Христианство пытается намекнуть: если правильно понимать молитву, то весь смысл ее чтения в том, чтобы человек стал другим. А раз человек поменялся, то естественным образом поменяется мир вокруг него, потому что для нового духовного состояния и внешний мир будет другим.
У человека есть важная особенность меняться самому и через это менять окружающий мир, менять свое будущее и прошлое. История Артура - это реальная история всех святых на Руси. Никто бы не подумал в самом начале, кем он станет в конце, а кем он станет, читайте в "Дуновении Вечности".


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru