"Петербургский Дневник" №24(339) 2011
В ноябре 1940-го уже был сверстан план "Барбаросса", и до войны оставалось семь месяцев. Герои книги "Ленинградская правда" Григория Демидовцева, куда вошли повесть и пьеса с одинаковыми названием и сюжетом, не знали не только об этом. Они не могли предположить главного в собственной судьбе - того, что надвигающаяся война никого из них не оставит в живых. О чем без пафоса и назиданий размышляет автор, представивший себя единственно спасшимся потомком одного из персонажей.
И еще: герои книги, а с ними автор и читатели непроизвольно и часто обращаются к главной тогдашней городской газете - "Ленинградской правде", служащей непременной "заставкой" художественно-мемуарного повествования. По газете судили, о чем следует знать об окружающем мире. Одни читали по строкам. И верили. Другие, как всегда, - между. И молчали... Газета становится символом памяти об ушедших. Ее благородная "патина" вызывает те же чувства, что и кинохроника с живыми когда-то людьми. А ведь они не просто запечатлелись в черно-белой гамме. Они надеялись и любили, терпели и спорили, в конечном счете одухотворяли с каждым поколением обновляющийся интерьер эпохи. Кому кажется, что жизнь наших предшественников была тусклее и призрачнее, пусть задумаются об оценках, которых удостоимся мы тоже через 70 с лишним лет.
Может, в этом труднопостижимом "послезавтра" открытый вами номер газеты точно так же расскажет о нас, дай бог, более удачливых, чем герои книги. Даже если под цветными фотографиями и сиюминутными заголовками потомки не отыщут знакомых имен... Об этом собственно и напомнила "Ленинградская правда" Григория Демидовцева.
БОРИС ПОДОПРИГОРА, ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО
ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
|