Трагическая сказка блокадного времени Главная  -  О нас пишут  -  Публикации о Григории Демидовцеве  -  

"ПравоИнформ" № 6 2010

Премьера спектакля "Ленинградский вальс" по одноименной пьесе члена Союза писателей Григория Демидовцева состоялась в апреле и мае сразу на нескольких площадках. 26 апреля зрители смогли увидеть "Ленинградский вальс" в Санкт-Петербургском Доме национальностей, 6 мая - в Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского. Спектакль, повествующий о трагическом блокадном времени, был подготовлен специально ко Дню Победы.



Ленинградский миф





Новый спектакль по пьесе Григория Демидовцева "Ленинградский вальс" в постановке Людмилы Героевой - неожиданный поворот и в творчестве автора, и в его театре. Тема блокадного Города, так активно используемая в последнее время, подана здесь не совсем обычно. Реальные события, дополненные причудливой фантазией драматурга, обрели очертания нового ленинградского мифа про ангела, спасшего немало людей в блокаду.

Перед началом спектакля автор признался, что некоторые факты, описанные в пьесе и одноименной повести, привнесены из истории его семьи. Многие из родственников драматурга Демидовцева (реального Григория Петрова) погибли в трагические дни блокады. Писательский псевдоним был придуман по фамилии родственника по материнской линии, мечтавшего стать писателем. Именно этот человек и стал прототипом главного героя повести и пьесы. Его загадочная смерть многие годы мучила сегодняшнего Григория Демидовцева своей странностью: когда после смерти этого человека вскрыли квартиру, то там обнаружили пакет сухарей, который мог спасти его жизнь:

По утверждению драматурга, в его пьесе впервые раскрываются факты работы уголовного розыска в блокадном Ленинграде. Автор изучил множество документов и выяснил, что для работы в уголовном розыске, наряду с добровольцами-мужчинами, в блокадный город приезжали молодые выпускницы юридических институтов из других городов России. В том числе и на их хрупкие юные плечи легла основная работа по борьбе с преступностью в блокадном Ленинграде.

Мне посчастливилось увидеть спектакль, который актеры играли в библиотеке имени Маяковского, находящейся в самом сердце города, на набережной реки Фонтанки, 44, в старинном здании, где раньше размещалось подворье Троице-Сергиевой Лавры. Огромные полукруглые окна с видом на Фонтанку сразу заставили почувствовать дух Петербурга, внутреннее ощущение главного героя - библиографа, уже немолодого мужчины, влюбившегося в юную девушку-следователя. В исполнении народного артиста России Николая Иванова этот герой оказался очень узнаваемым и родным, настоящим ленинградским интеллигентом. Ему, как никому другому, трагическая ленинградская история очень близка, потому что артист родился за год до снятия блокады недалеко от Ленинграда - в городе Тихвине. Именно такой, как Николай Иванов, дав слово любимой женщине, мог бы умирать от голода с коробкой конфет на столе:.



Блокадная любовь





Но вернемся к хронологии: сюжет пьесы, разветвленный на несколько линий, тем не менее, очень понятен. Блокада, в городе царят спекулянты, выменивая золото на горсть муки или риса. Молодые девушки, направленные в блокадный город, пытаются быть полезными стране: они разыскивают "гнездо" спекулянтов, решают проблемы подростков-беспризорников.

Интермедией спектакля служат люди-тени, кутающиеся в остатки шерстяных вещей, идущие из одного импровизированного конца сцены в другой - в никуда: Какой-то юноша падает, потеряв последние силы, но тут неожиданно появляется ангел в женском обличии (з. а. России Елена Рахленко), который вдыхает в юношу жизнь, даря надежду. Актер Кирилл Трофимов, уже знакомый нам по спектаклю "Месть Фетиды", кутается в рваную шаль, вызывая подлинное ощущение пронзительного холода в блокадном городе. Молодая женщина, вышедшая из какого-то дома с вывеской "Фотография", неожиданно падает, зажав в руке заветный мешочек с крупицами еды. Ей уже ангел помочь не смог:

После интермедии появляются две молодые девушки, ведущие любопытный разговор. Одна из них, Анна Владимировна, рассказывает о своем неожиданном увлечении немолодым и странным интеллигентом "из бывших" - библиографом Александром Петровичем. Актриса Екатерина Алексеенко искренне старается передать смятение своей героини, настоящей советской девушки, которая не должна (!) в блокадном городе думать о любви. Зритель видит в ней ту самую комсомолку, приехавшую в Ленинград, чтобы помочь стране бороться с преступностью в осажденном городе:. Вторая, рыжеволосая бестия (Екатерина Петрунина) вполне справляется с ролью шустрой подружки, не скрывающей свою любовь к каждому мгновению жизни и готовой прожить его "на полную катушку".

Первая любовная сцена Анны и Александра Петровича помогает понять, что и в осажденном городе есть место чувствам, встречам и романтике. Молодой актрисе сложно играть "на равных" с великолепным и пронзительным, многогранным в самом мельчайшем движении Николаем Ивановым. Возможно поэтому настоящая любовная сцена случается именно в дуэте опытных мастеров Елены Рахленко и Николая Иванова - в сцене, когда ангел приходит к умирающему от голода и холода библиографу. То, с какой любовью ангел смотрит на человека, который сам отказывается продолжать жизнь, достойно отдельного разговора. Диалог человека и ангела, построенный на многообразии всей актерской палитры, на тончайших нюансах и красках, становится кульминацией спектакля и поражает глубиной чувств и эмоций.

Ангел предлагает Александру Петровичу съесть одну из приготовленных для любимой конфет, чтобы ему хватило сил дожить до завтрашнего дня и узнать, почему не пришла Анна в обещанный день рождения: То, как просто отказывается от дара жизни персонаж Н.Иванова, то, как пронзительно и глубоко смотрят его печальные и добрые глаза на ангела, то, как несуетно и тихо он складывает свои большие руки на столе - эти простые жесты без слов даруют спектаклю настоящую подлинность и безграничную веру в такую правду. Последний вальс человека и ангела - апофеоз этому вечному браку любви-смерти. Ангел тихо растворяется в пространстве, унося с собой душу этого сильного и нежного человека "из бывших", не справившегося с предательством, не справившегося с жизнью:



Актрисы, пережившие блокаду





Режиссер Людмила Героева придумала великолепный ход - массовкой спектакля стали реальные участницы событий блокадного Ленинграда - актрисы Театра "Игра на красный свет". Свою творческую карьеру они начали уже в преклонном возрасте. В своей прошлой жизни они никогда не выходили на сцену, а были медсестрами, нормировщиками, радиоинженерами, - людьми, далекими от искусства. Но эти творческие женщины, не побоявшиеся начать учиться театральному мастерству, стали в этом спектакле настоящими учителями для юных актрис и актеров, "кураторами" событий. Им было что рассказать, и в спектакле ощущается та подлинность, которая заставляет сопереживать реальным событиям и, одновременно, рождает творческую радость. Каждый их жест был основан на сердечной памяти, каждая вещь внимательно подобрана. И, если у молодых актеров можно было увидеть еще новые шерстяные платки и шарфы, то эти актрисы реквизит подбирали, руководствуясь ощущением времени - из старых сундуков, дальних закоулков шкафов: Именно их выход пронзил неожиданной дрожью и узнаванием:

Спектакль по пьесе Григория Демидовцева - уникальная попытка уйти от затертых "клише" и набивших оскомину представлений. Здесь - живая история с элементом сказки, дарящая каждому читателю-зрителю надежду на то, что сила человеческого духа, направленная на добро, может спасти, обернуться чудом:. Пьеса, подобно кругу, поворачивается разными гранями-жанрами: вот - реальная история, а вот - миф, а теперь - фантастика, а здесь - романтическая драма. Актеры, по-разному справляясь с поставленной задачей, тем не менее, сохраняют общий дух, основанный на великой теме. Ансамблевость, сыгранность ощущаются в каждой сцене. Но главное, что присутствует в театре Демидовцева - это преемственность поколений, обучение актерскому искусству "по старинному рецепту", старой школе, которая предполагает наблюдение за игрой мастеров, живой контакт и передачу "из уст в уста" секретов мастерства.





Светлана Ермилова

Следующее представление спектакля "Ленинградский вальс" состоится 24 июня в 19.00. в Общественном культурном центре ""На Пушкинской" по адресу: улица Пушкинская, дом 9.



Подробнее о спектаклях Театра Григория Демидовцева смотрите www.demidovtsev.ru


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru