Яна? Или Маргарита?.. Главная  -  О нас пишут  -  Публикации о Григории Демидовцеве  -  

Газета "Комсомольская правда", 13.01.2006г.

Не приживается мистическая проза на российской почве. То ли слишком суров наш климат для такой нежной субстанции, как мистика, то ли загадочная русская душа и так переполнена мистичностью изнутри и не нуждается в ее притоке извне...
И все-таки мистики есть! Я не знаю ни одного современного российского писателя-мистика. Мотивы такие, конечно, встречаются в некоторых книгах. Но всего лишь мотивы. Ни одного, повторяю, нет сегодняшнего литератора, который целиком был бы мистиком по глубинной сути своего творчества...
Так я считал, пока не наткнулся на романы Григория Демидовцева. Я начал их читать как раз в те дни, когда по телевизору шел сериал, снятый по "Мастеру и Маргарите".
На чем все держится? В романах Демидовцева мистика -центральный стержень, на котором все держится. Мир невидимый, мир духовный реально присутствует в нашей жизни. Более того, именно он порождает материальную жизнь. Сначала - как некий "чертеж", некий "план". И только если "чертеж" удачен, если он органично вписывается в мир невидимый - тогда только он претворяется в материальное образование. Так утверждает Демидовцев. Если я, конечно, правильно понял.
Его романы Можно читать и по отдельности. Но лучше - все друг за дружкой, чтобы получить полное представление о своеобразной творческой манере автора. Всего их пять, и они складываются в цикл, названный "Дуновение смерти и вечность любви".
Все познается в сравнении Читая эти романы и параллельно день за днем видя на экране очередную серию "Мастера и Маргариты", я неизбежно поддавался соблазну сравнения. Но сравнивал не авторов, поскольку Булгаков - признанный классик, а Демвдовцев пока что мало кому известен. К тому же манеры повествования у них настолько несопоставимы, что сравнение было бы просто-напросто некорректным с моей стороны.
Нет, сравнивал я не авторов, а их героев. Вернее, героинь. Почему-то именно главные героини Булгакова и Демидовцева привлекли мое внимание прежде всего.
Борьба по-разному У Булгакова это, как известно, Маргарита. У Демидовцева - женщина с именем, звучащим непривычно, Яна Кимовна.
Сразу бросилось в глаза то общее, что их объединяло. У каждой была сложная судьба. У каждой был любимый человек. И та и другая в силу разных обстоятельств были с любимыми разлучены.
Обе за своих любимых боролись. Обе в конечном итоге их обрели.
Но... Насколько по-разному боролись они!..
Яна шла в "лобовую атаку". Надеялась только на свои силы. Артур, ее избранник, знал, что любим ею. Знал, что она хочет выйти за него замуж. И каждый ее шаг был направлен на то, чтобы Артура завоевать, как-то его к себе привязать, обрести в нем желанного суженого.
Все в открытую, глаза в глаза. Никакой "закулисности"...
Маргарита же, в моих глазах, проигрывает Яне по той простой причине, что в борьбе за любимого человека приняла помощь нечистой силы и тем самым к нечисти приобщилась -стала ведьмой.
Сложная простота Талант Булгакова придал Маргарите обаятельность и привлекательность, заставил читателей ей сочувствовать, заставил забыть, что, по сути, она побеждает лишь потому, что продала душу дьяволу. Облик Яны в этом плане беднее красками. Выписан экономнее, строже. Но в этой сдержанности, в некоторой даже скупости изобразительных средств -тоже проявляется талант. Талант Демидовцева.
Когда вдумаешься, образ Яны, несмотря на сказанное выше, начинает казаться даже более сложным, чем образ Маргариты. Маргарита, по сути, ничем не могла помочь Мастеру, пока не стала сопричастной "чертовщине". Яна же, чтобы обрести любимого человека, должна вести сложную игру, живя среди тех, кто хочет ее Артура уничтожить. Жить среди врагов и носить на себе маску мнимой к ним сопричастности, изображать из себя сильную личность, будучи, по сути своей, слабой женщиной, - разве это не более трудно, чем отдать себя во власть Сатаны и надеяться только На него?..
На первый взгляд, Яиа проигрывает Маргарите в эрудированности, в тонкости чувств. Но когда вспомнишь, в какой интеллигентной среде жила Маргарита и в какой грубой находилась Яна, удивляешься, что окружающая реальность не смогла полностью заглушить в ней женщину, превратив ее в безличный функциональный винтик системы.
Опять о добре и зле Надо не забыть еще и о том, что время Маргариты и время Яны - это совершенно разные времена. Во времена Маргариты еще не умерла традиционная бытовая мораль, хотя тоталитарной системой уже начато было ее обесценивание. Во времена Яны морали как таковой уже не существует. Но при сравнении Яна выглядит более моральным человеком, чем Маргарита.
Маргарита на зло, причиняемое обществом Мастеру, отвечает встречным злом. Она мстит обществу.
Яна не собирается мстить тому злому миру, в котором живет. Будучи сама злом по своему социальному положению, она пытается силами зла сотворить добро для своего Артура -то есть освободить его и выйти за него замуж...
Кто более женственен? Вывод из моих сопоставлений напрашивается неожиданный: Яна более женственна, чем Маргарита. Или по-другому, в Яне больше женского...
А то, что в ней все это не на поверхности, только в заслугу автору, то есть Демидовцеву, можно поставить...
Еще много чего можно было бы сказать об этих двух женщинах, сопоставляя их. Но размеры газетной полосы, к сожалению, не позволяют "растечься мыслию по древу". Надеюсь, другие журналисты и литературоведы проведут более глубокий и разносторонний сравнительный анализ.

Сергей Нифедов


Наши координаты:

Санкт-Петербург, Невский пр., д. 111
тел.(факс): (812) 717-95-10
e-mail: admiral@nevski.ru