Театр на Малой Бронной в Петербурге
С 21 по 23 сентября, впервые после десятилетнего перерыва, петербуржцы могли видеть спектакли одного из лучших театров Москвы – Театра на Малой Бронной. Москвичи привезли «Ревизора» в постановке Сергея Голомазова, «Тартюфа» Павла Сафонова и комедию «Я не Раппопорт!» в постановке Льва Дурова. Петербуржцы могли насладиться игрой Льва Дурова, Виктора Сухорукова, Леонида Каневского, Даниила Страхова и других московских звезд. «Я не Раппопорт!» по комедии американца Эрба Гарднера – добрая история о двух друзьях «элегантного возраста», Ната (в исполнении Льва Дурова) и восьмидесятилетнего консъержа Миджа (Георгий Мартынюк). Прагматичный Мидж поначалу воспринимает фантазии Ната в штыки, однако постепенно все же попадает под обаяние этого неугомонного выдумщика. Приключения вместе с Натом становятся для Миджа чем-то даже более значимым, чем премия к Рождеству или поломанные в потасовке кости. Лаконичная и сильная режиссура, слаженный актерский ансамбль стали здесь элегантной «оправой» для игры двух мэтров московской сцены – Георгия Мартынюка и любимого российскими теле- и кинозрителями Льва Дурова. По окончании спектакля, игравшегося в уютном зале Театра Эстрады, зал аплодировал стоя, и в первую очередь эти аплодисменты предназначались Дурову. Актуальность бессмертных творений Мольера еще раз подтвердил спектакль «Тартюф». Большой успех у зрителей выпал на долю служанки Дарины (Агриппина Стеклова). Красивая, фактурная актриса была здесь и клоунессой, и распорядительницей действа. Александр Самойленко в роли Оргона показал широкий диапазон актерских возможностей – от фарса до высокой патетики. Оргон здесь обманут и смешон, но ему не чужда тоска по возвышенному, которое, как ему кажется, он обретает в лице Тартюфа. Заглавный герой в исполнении Виктора Сухорукова в первом действии обмотан тряпьем серого цвета, кажущимся еще более отвратительным на фоне роскошных костюмов других героев. Тартюф в спектакле Павла Сафонова неуничтожим и вечен. Только что его отправили в тюрьму, но вот уже вскоре он проплывает по небу в костюме Солнца, провозглашая указ самого короля. После чего солнце меркнет для Оргона, который впредь вынужден довольствоваться жалким светом электрической лампочки, да перечитывать книжечку, оброненную его бывшим кумиром. В «Ревизоре» Сергея Голомазова гоголевский губернский город предстает в виде загадочной и опасной стихии – то ли речной, то ли болотной, наполненной таинственными русалочьими звуками. Встреча чиновников, во время которой городничий (Леонид Каневский) торжественно объявляет о приезде ревизора, происходит ночью у лодочного причала. Русалочью тему продолжает дочь городничего (Таисия Ручковская). Загорелая, с распущенными пушистыми волосами, в купальном костюме зеленого цвета, она занимается физкультурой, а затем важно спускается в оркестровую яму – купаться. На уже упомянутую ночную сходку чиновники являются в плащ-палатках. В дальнейшем они одеты в костюмы 20-х годов, чем вызывают невольные ассоциации с популярными персонажами романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Здесь все перевернуто с ног на голову и перемешалось в неком абсурде – обманщик Хлестаков в исполнении Даниила Страхова по-человечески очень понятен, а в сцене вранья просто великолепен. Его слуга Осип (Дмитрий Сердюк) изысканен и утонченен. Спектакль выходит за рамки гоголевской эпохи и претендует на обобщение прошлого и настоящего России. На встрече с журналистами руководители Театра на Малой Бронной пообещали, что нынешние гастроли в Санкт-Петербурге не будут последними. В недалеком будущем петербуржцам представится возможность познакомиться с другими спектаклями театра. Мария Кросс
|