Владимир Словохотов: «Театр нужен обществу, как воздух»
Владимир Словохотов – неординарный и энергичный художественный руководитель Театра на Васильевском. Актер и театральный организатор, 22 года назад он создал театр, входящий сегодня в число ведущих в городе. Разговор с Владимиром Дмитриевичем состоялся о взаимоотношениях «театр–бизнес–общество».
– В перестроечное время вам удалось создать театр буквально из ничего. Что вам помогло тогда – ваше чутье, интуиция, управленческие навыки? – Думаю, помогло стечение обстоятельств. Заслуга становления театра принадлежит не мне лично, а огромному коллективу, в том числе и тем людям, которых сейчас нет с нами. Это, например, Антонина Николаевна Шуранова, которая объявила всему городу, что наш театр представляет тот художественный уровень, на котором она может работать! Это был поступок с ее стороны. Я благодарен также Саша Хочинскому, Володе Особику, Валентине Павловне Ковель… Нашему театру 22 года, а значит мы молоды и имеем право на ошибки. Наш театр очень похож на дом, это живое, намоленное место. Я недавно входил со служебного входа, там рядом буфет, из которого очень вкусно пахло пирогами. В нашем театре это уместно. И если эта атмосфера сохранится, то мы еще что-то сделаем! Время все расставляет на свои места и, кстати, экономическая ситуация тоже. Не выдержали экзамен трудного времени люди, которые схватились за моментальные, эффектные вещи. На плаву остались только настоящие профессионалы. – В 2007 году вы поразили всех своим смелым решением, когда пригласили из Польши нового главного режиссера – Анджея Бубеня. – Театр живет этапами. Я думаю, что очень неправильно зацикливаться на чем-то. «Русское варенье» и «Даниэль Штайн, переводчик» – конечно, это замечательная работа и режиссера, и художников, и артистов. Но сейчас у театра немножко другая творческая политика, другая эстетика. Есть у нас в репертуаре такой спектакль «Курс лечения», так вот, сейчас у нашего театра будет новый курс лечения. Я очень рад, что к нам пришел Владимир Анатольевич Туманов. Мне кажется, что недавняя премьера «Дети солнца» – это очень важный для нас спектакль. Исполнитель главной роли - известный киноартист, народный артист России Евгений Леонов-Гладышев - в первый раз почти за сорок лет играет на театральной сцене. Играет весьма успешно. Очень хорошо работают в спектакле народные артисты России Наталья Кутасова и Юрий Ицков, артисты Татьяна Калашникова, Михаил Николаев, Игорь Бесчастнов и другие. И я даже рад тому обстоятельству, что не все критики приняли «Дети солнца», потому что меня очень пугает, когда наша петербургская критика что-то единогласно принимает. Меня интересует не хор, а конкретная личность. Может быть, сейчас главная задача театра – сохранить то, что наработано годами. Хочется отказаться от схематизма. Если уж театр имеет право приглашать разных режиссеров, то репертуар должен быть разнообразным, и актеры должны на сцене уметь все. Я обещаю, если Бог даст здоровья, – мы еще очень много интересного можем сделать. – А как в наше время театру выживать? В ситуации, когда «старая» публика не имеет, порой, возможности приобрести билет в театр, а те, которые такую возможность имеют, иногда предпочитают какие-то другие зрелища и развлечения? – Мне кажется, это так просто… Есть хороший спектакль – идут зрители, плохой спектакль – зрители не идут. Редко бывает, что спектакль очень хороший, а зритель не идет. На «Детях солнца» Горького у нас сейчас полный зрительный зал. Моментально разносится слух. Конечно, большую роль играют афиши, реклама, пресса. Но я уверен, что единственный способ привлечь зрителя в театр – это качественная работа. Это спектакли, актеры, которые работают ежедневно в театре, это система выстраивания спектакля и репертуара таким образом, чтобы людям было интересно. Нельзя заигрывать с публикой, не надо умничать, тем более, что зрители могут оказаться умнее нас. Можно высказывать свою точку зрения, но поучать нельзя. Наши зрители – это интеллигентные люди. А другие просто не пойдут на Улицкую и на Горького. Названия репертуара у нас достаточно серьезные. – Найти спонсоров для театра – это реально? – Реально, раз мы живем. Правительство Ленинградской области, в ведении которого мы находимся, лишь недавно стало выделять нам деньги на постановки. Все, что мы ставили, – либо на наши собственные средства, либо на привлеченные. Я открою вам секрет: государству театр не нужен, как, впрочем, не нужно многое другое. Но обществу театр, как ни странно, нужен позарез. Как воздух! Почему такое отношение государства, я никак не могу понять. Сколько веков российский театр существовал, и вдруг настал период, когда, вроде, декларируем одно – нужен, а на самом деле происходит совсем другое – просто физически невозможно выживать. И если бы не фантастическая живучесть артистов, которые говорят себе: «Нет, я все равно буду здесь работать, я все равно буду артистом, я все равно буду играть!», - театра давно бы уже не было. Но вернемся к бизнесу. Что мешает бизнесу сегодня? Крышевание, налоги. То же мешает и театру. Все то же самое, мы все в одной лодке. Я не призываю бизнес немедленно кинуться помогать театру, потому что для этого не всегда есть возможности – очень тяжелое налоговое бремя. Спонсоры помогают нам вопреки сложившимся условиям. У нас есть огромное количество друзей, которым я очень благодарен. Но ведь это их театр тоже! Как правило, это умные, интеллигентные люди. Мне кажется, что задача государства состоит в том, чтобы объединить людей бизнеса и людей культуры. Ведь театр соткан из огромного количества составных элементов – музыки, слова, движения, живописи и так далее. Театр все вбирает в себя. Не хотелось бы, чтобы уровень театральной жизни Санкт-Петербурга понизился. Вы думаете, можно сохранить академические театры, если не будет маленькой студии в подвале? Только в качестве музея, но не как живой организм! Это надо понимать и помощь театру вводить законодательно. Надо, чтобы бизнесмену было выгодно вкладывать деньги в театр. Это страшно, когда уничтожают культуру. Мне бы очень хотелось сказать вашим читателям, что обязательно надо ходить в театр. Потому что человек, который хоть раз был в театре, это совсем другой человек. Надо поверить театру! Надо обязательно водить в театр детей. В хороший театр. Какой театр хороший – вы сами поймете, сами определите, тут нет никаких советов. – Чем сейчас ваш театр радует своих зрителей? – Этот театральный сезон мы открыли спектаклем «Водевили» по Антону Павловичу Чехову. Режиссер спектакля – Анджей Бубень, художник – Елена Дмитракова, играют в спектакле почти все ведущие актеры – Артем Цыпин, Андрей Феськов, Дмитрий Воробьев, Елена Мартыненко. Замечательные ребята, очень хорошая команда! Кроме того, мы выпускаем две сказки – уже состоялась премьера «Кота в сапогах», на подходе «Старик Хоттабыч», его премьера назначена на 26 и 27 ноября. Новый главный режиссер нашего театра Владимир Туманов приступил к репетициям чеховского «Дяди Вани». Вообще, сейчас в театре идет работа над четырьмя (!) новыми постановками. Три из них осуществляются силами молодых режиссеров. Я очень этому рад, и надеюсь, что мы вместе найдем ту историю, которая будет интересна артистам, зрителям и городу. Могу обещать, что в афише нового сезона обязательно будет высококачественная литература, как, впрочем, всегда у нас в театре!
|